Киев отказался платить за сбитый Ту-154

Читать в полной версии →
Украинский суд отклонил иск российской авиакомпании "Сибирь", чей пассажирский лайнер в 2001 году был сбит во время военных учений зенитной ракетой. Авиаперевозчик требовал от Минобороны Украины более 15 миллионов долларов


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Хозяйственный суд Киева во вторник отказался удовлетворить иск российской авиакомпании "Сибирь", чей пассажирский лайнер Ту-154 в 2001 г. предположительно был сбит ракетой во время учений. Об этом сообщает РИА "Новости" со ссылкой на адвоката Минобороны Украины Андрея Козлова.

Иск в киевский суд против Минобороны и Госказначейства Украины авиакомпания подала в 2004 году. "Сибирь" потребовала взыскать с них $15,32 миллиона. В результате компании было отказано в иске: "Мы выиграли это дело. Суд объявил резолютивную часть - в иске отказано полностью", - заявил Козлов. О причинах такого решения суда защитник не рассказал.

Ранее экспертная комиссия в ходе судебного заседания в Киеве озвучила неожиданное заключение. Специалисты опровергли версию о том, что российский самолет, потерпевший крушение над Черным морем в 2001 г., был сбит ракетой ПВО Украины. По их расчетам, во время подрыва боевой части ракеты расстояние до Ту-154 составляло 780 м, что исключает возможность его уничтожения. Кроме того, радиолокационная станция, обеспечивавшая стрельбу ракетного комплекса, сопровождала только свою мишень и по техническим возможностям не могла отслеживать пассажирский лайнер, двигавшийся по другому азимуту и с другой скоростью.

Достоверных причин авиакатастрофы судебные эксперты назвать не смогли, но не исключили, что источник поражения самолета мог находиться внутри Ту-154. По их мнению, причиной катастрофы могло стать взрывное устройство, расположенное между потолком внутренней части самолета и его корпусом.

Родственники жертв катастрофы возмущены подобной трактовкой событий. Глава фонда помощи семьям погибших пассажиров Ту-154 авиакомпании "Сибирь" Борис Калиновский заявил: "Подобная информация вызывает недоумение. Есть же заключение МАК о причинах (катастрофы). Проводилось серьезное расследование, и с выводами согласилась стороны".

Напомним, трагедия над Черным морем произошла 4 октября 2001 года. Следовавший из Тель-Авива в Новосибирск лайнер Ту-154 российской авиакомпании "Сибирь" был сбит украинской ракетой С-200, выпущенной в ходе учений сил ПВО в Крыму. В результате катастрофы погибли 78 человек - 66 пассажиров (в основном, граждан Израиля) и 12 членов экипажа (россиян).

Украинские военные поначалу отрицали саму вероятность попадания ракеты в самолет, но потом эксперты госкомиссии по расследованию аварии признали украинские силы ПВО виновными в случайной гибели лайнера. Пробоины, обнаруженные в фюзеляже и на других извлеченных из моря фрагментах лайнера, были идентифицированы как следы осколков и элементов боевой части зенитной ракеты С-200 ("Ангара").

В декабре 2003 г. Генпрокуратура Украины пообещала привлечь к уголовной ответственности пятерых генералов армии, которые, по оценке следствия, были причастны в этой трагедии. Речь шла о возможности возбуждения уголовных дел по статьям "Халатное отношение к военной службе" и "Превышение служебных полномочий", однако впоследствии эта информация не получила развития.

Позже Украина перевела в Россию почти $8 млн для выплаты компенсаций родственникам жертв авиакатастрофы. Эти средства были перечислены согласно подписанному 26 декабря 2003 г. договору правительств двух стран об урегулировании претензий российской стороны. Они возникли после установления специалистами неопровержимых доказательств того, что пассажирский самолет сбила украинская ракета.

Лера КАЗАКОВА |
Выбор читателей