ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Обеспокоенность намерениями Росавиации уже высказали авиаперевозчики. "Запретить - самое простое. Но для компаний, которые эксплуатируют самолеты этого типа, такое решение может обернуться приостановкой операционной деятельности", - заявила директор по внешним связям авиакомпании "Кубань" Ольга Трапезникова.
По имеющимся данным, 16 российских авиакомпаний эксплуатируют 57 воздушных судов Як-42, и прекращение эксплуатации этих самолетов может обернуться серьезными потерями для коммерческих компаний. "Конечно, по комфорту есть и более комфортные лайнеры, но что касается надежности, то Як-42 - один из наиболее надежных самолетов. Конечно, можно запретить, но что будет с человеческими судьбами, например, с пилотами, которые не успели еще переучиться летать на другой технике", - отметила Трапезникова.
В свою очередь, национальная хоккейная сборная уже решила для себя вопрос о судьбе Як-42. "Мы перейдем на другие типы самолетов", - сказал сегодня журналистам президент Федерации хоккея России Владислав Третьяк. Он отметил, что хоккейные клубы самостоятельно решают, на каких лайнерах летать.
Обеспокоенность проблемами логистики высказал и гендиректор хоккейного клуба "Атлант" Андрей Веревко. По его мнению, подход к выбору авиаперевозчика необходимо пересмотреть на уровне всей Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). "Сейчас мы еще раз будем пересматривать свое отношение к нашим авиаперелетам, - сказал Веревко по окончании поминального молебна в Уфе. - Этот вопрос нужно решать централизованно: в рамках КХЛ должна быть единая логистика. Нужна общая логистика и проверенные самолеты".
Между тем специалисты уже выдвинули две основные версии крушения Як-42 под Ярославлем. Версия о нехватке взлетно-посадочной полосы для разбега не подтвердилась. "Мы рассматриваем сейчас две версии - технический отказ самолета и человеческий фактор. Топливо, которым заправлялся самолет, арестовано. Мы получим его экспертизу уже сегодня", - сообщил журналистам замглавы Минтранса РФ Валерий Окулов.
Он добавил, что в сентябре 2010 г. компании-владельцу Як-42 на два года продлили сертификат перевозчика, а последний плановый ремонт этого самолета прошел в середине августа текущего года: ему заменили третий правый двигатель. Перед вылетом в Минск Як-42 прошел оперативную форму ТО, и замечаний по его техническому состоянию не возникало.
Эксперты не исключают, что основную роль в крушении Як-42 сыграл человеческий фактор. Впрочем, Окулов отметил, что самолет пилотировали опытные летчики. Капитан разбившегося лайнера налетал, в общей сложности, 6,9 тыс. часов, в том числе на Як-42 - 1,5 тыс. часов. О том же говорит и руководитель Минтранса РФ Игорь Левитин. "Квалификация экипажа самолета высокая, капитан - пилот первого класса", - сказал министр на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий катастрофы.
Руководившие взлетом злополучного борта диспетчеры ранее отмечали, что самолет слишком долго совершал разбег и перешел точку отрыва. Выдвигались предположения, что длины взлетно-посадочной полосы не хватило для разбега. Однако эту версию версию эксперты Минтранса отвергли.
Также была исключена версия о теракте: следов взрывчатки на месте крушения Як-42 не обнаружено. "В качестве приоритетных сейчас следователи прорабатывают версии, связанные с отказом техники либо ошибкой пилотирования. Следов взрывчатых веществ на месте падения самолета не обнаружено", - сказал официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин.
Окончательно причины гибели Як-42 можно будет установить после тщательного исследования черных ящиков с разбившегося самолета. Изучением записей бортовых самописцев займутся эксперты Межгосударственного авиационного комитета. "Сейчас специалисты снимают кроки. Самописцы находятся в районе киля. Они также будут сняты и направлены сегодня на экспертизу в Москву, что позволит установить причину крушения самолета", - отметил замглавы Минтранса.
Оба черных ящика уже обнаружили спасатели МЧС. "Водолазы при обследовании хвостовой части самолета, которая упала в Волгу, нашли первый черный ящик", - сообщил журналистам представитель регионального управления МЧС РФ. Позднее он сообщил, что найден и второй самописец. "Таким образом, найдены и бортовой речевой самописец, и прибор регистрации параметров полета", - сказал сотрудник ведомства.
Як-42, на котором летела в Минск на хоккейный матч ярославская команда "Локомотив", разбился под Ярославлем 7 сентября в 16:05 мск. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Их состояние врачи оценивают как крайне тяжелое.
По факту крушения воздушного судна возбуждено дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта"). До заключения экспертов следствие не выделяет ни одну из версий ЧП в качестве приоритетной.
Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что расследование причин авиакатастрофы будет носить открытый характер. "Это серьезная трагедия, серьезное резонансное происшествие. Все должно быть публично и открыто", - сказал Медведев на заседании оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы.
А в Минтрансе РФ журналистам сообщили, что в ближайшее время компания "Як-Сервис", ответственная за гибель хоккейной команды "Локомотив", будет закрыта как один из самых небезопасных перевозчиков. Кроме того, специалисты Минтранса и Росавиации проведут тщательные проверки всех авиакомпаний, эксплуатирующих Як-42.
Як-42 - среднемагистральный турбореактивный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х гг. для замены Ту-134. Самолет способен принимать на борт до 120 пассажиров и летать на расстояние до 2,9 тыс. километров. Разбившийся самолет с бортовым номером RA-42434 принадлежал чартерной авиакомпании "Як-Сервис" и был выпущен в 1993 году. Потерпевший крушение самолет с хоккейным клубом "Локомотив" на борту стал девятым упавшим Як-42 за все время эксплуатации лайнеров этой модели.