Россию попробуют снять с нефтяной иглы

Читать в полной версии →
О необходимости снятия России с нефтяной иглы говорят давно, много и на самом высоком уровне. Однако до последнего момента подвижки в этой области были совсем невелики. Вскоре ситуация может измениться


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Сегодня в Москве открывается съезд "Единой России", на котором будет представлена программа партии. С высокой вероятностью именно она выступит в роли главной программы развития страны на обозримую перспективу.

Содержание программы партия власти пока не раскрывает, что объяснимо – сценарий предстоящего события предполагает, что так называемая "Народная программа" будет обсуждаться в первый день работы съезда в рамках тематических секций, и окончательная ее верстка будет происходить непосредственно перед оглашением с высокой трибуны.

Однако некоторые намеки относительно отдельных параметров программы широкой публике уже даны. Это касается, например, ее экономической части. С высокой вероятностью можно говорить о том, что упор в экономике будет сделан на промышленное развитие и диверсификацию.

О необходимости снятия России с нефтяной иглы говорят давно, много и на самом высоком уровне. Однако до последнего момента подвижки в этой области были совсем невелики – системных мер по развитию, или, что точнее, восстановлению массовых производств нет, промышленная политика до сих пор не сформулирована.

Единственный документ, который может в какой-то степени претендовать на то, чтобы стать базой будущей промышленной политики государства – план "Новая индустриализация", представленный премьеру еще в мае этого года на форуме "Деловой России".

"Решение проблем нашей экономики может быть реализовано, по нашему мнению, через постановку простой и конкретной задачи - повысить производительность существующих и создать новые высокопроизводительные рабочие места: каждый россиянин должен производить и зарабатывать в 3 раза больше чем сегодня. Наша цель - создать к 2025 году 25 млн новых современных высокопроизводительных рабочих мест с производительностью не менее 3 млн рублей в год в конкурентном секторе экономики России", - заявил тогда руководитель организации Борис Титов, указав также на то, что именно стабильная работа с достойной заработной платой является для большинства россиян ключевой и самой востребованной социальной гарантией.

На съезде Путин поддержал идею и даже обозначил заявленный план как национальную задачу, а в ответ на предложение Титова включить "Новую индустриализацию" в программу Народного фронта заявил, что такой вариант "вполне возможен".

Предпринимательским сообществом эти слова премьера были восприняты с воодушевлением. Почувствовав возможность наконец-то заставить власть повернуться лицом к реальному сектору, бизнесмены не пожалели ни сил, ни средств. Весь ресурс, имевшийся в распоряжении ДР, был брошен на доводку новой программы.

Впрочем, одной экспертной работы для того, чтобы разработанная предпринимателями программа была воспринята властью, определенно недоставало. Наряду с ней делросам наиболее удачным образом удалось осуществить политическое лоббирование выдвигаемой идеи. Чтобы иметь возможность говорить о своей "Новой индустриализации" не только с общественной, но и политической трибуны, представители бизнеса, обычно не проявлявшие высокой политактивности, включились в публичную выборную гонку, раскрывая суть своей программы на площадках праймериз "Единой России".

В итоге, "Деловая Россия" попала в число ударников ОНФ - в избирательный список ЕР войдут 12 делоросов. Больше представителей смогли выставить только профсоюзы, женщины и врачи России.

Возвращаясь к результатам экспертной работы над Новой индустриализацией, надо сказать, что основным ее итогом стала ее пошаговая детализация, воплощенная в документ под названием "Дорожная карта", основным лейтмотивом которой является концепция т.н. кластерного развития.

"На пути воплощения "Новой индустриализации" в жизнь есть множество макроэкономических преград: нерациональная налоговая система и техническое регулирование, ситуация с коррупцией и административными барьерами, тарифами естественных монополий, налоговым администрированием. Очевидно, что быстрого решения этих проблем в масштабах всей страны ждать пока не приходится. А двигаться вперед, развивая промышленность, необходимо. Поэтому мы остановились на идее кластерного развития, - пояснил "Yтру" Борис Титов. - Создание очагов ускоренного развития в виде кластеров, формируемых по территориально-отраслевому признаку, открывает множество перспектив и устраняет множество же препятствий и минусов. Прежде всего, выделяя кластеры, мы обходим массу существующих бюрократических барьеров. В рамках эксперимента по очаговому развитию экономки мы получаем некоторый набор государственных льгот. Внедряя экспериментальную экономическую модель не в федеральных рамках, а в рамках территориально-отраслевых кластеров, мы избегаем долгих околонаучных споров с конкурирующими экономическими школами. В целом оперативно осуществляем переход к новой конкурентной модели развития российской экономки "снизу", на базе проектного подхода".

При этом предприниматели подчеркивают, что не ждут от государства финансовой помощи. По словам Титова, создание кластеров предполагает "исключительно частные инвестиции, что подразумевает детальную маркетинговую проработку проекта, его конкурентоспособность. Со стороны же государства, прежде всего, требуется создание инфраструктуры и помощь в подключении к сетям, оказание госуслуг по оформлению и предоставлению разрешительной документации в специальном льготном режиме и предоставление налоговых каникул".

Есть основания полагать, что предложения ДР были восприняты властью достаточно серьезно. Это подтверждает тот факт, что "Дорожную карту" вкупе со списком пилотных кластеров Титов обсудил непосредственно с самим премьером. "Это действительно интересные проекты", - резюмировал глава правительства, особо отметив такие кластеры как сеть центров проживания и медицины для людей старшего поколения, частные детские сады, текстильный кластер, международные автотрассы, индустриальные парки, ядерный инновационный центр в Димитровграде и проект "Малая гидроэнергетика".

Все это позволяет полагать, что идея перехода от экспортно-сырьевой к индустриальной модели начинает восприниматься российскими властями как единственно возможный путь экономического развития. На этом фоне инициатива, исходящая от представителей производственного бизнеса, имеет все шансы стать хорошим подспорьем в этом процессе. Это не может не радовать, хотя бы потому, что для одновременного выполнения огромных социальных обязательств и реализации имиджевых проектов, как Олимпиада в Сочи или чемпионат Мира по футболу, нужны не просто высокие, а сверхвысокие цены на энергоносители. Будут ли они такими в обозримой перспективе – неизвестно. Уже сегодня, по словам многих аналитиков, бюджет "не сходится" даже при $100 за баррель нефти, и это при том, что мир снова стоит на пороге нового глобального кризиса.

Выбор читателей