ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В принципе, обратная рокировка участников тандема – решение вполне ожидаемое. О возможности возвращения Владимира Путина в Кремль говорили давно. В пользу именно такого развития событий говорило многое: и более высокий рейтинг Путина, чем у его коллеги - гаранта, и ориентированность самой "Единой России" на личность своего председателя, и наличие у Путина, опять-таки в отличие от Медведева, собственной команды. Даже на уровне эмоций Путин воспринимается обществом как фигура более солидная, более мощная и больше соответствующая статусу главы государства, нежели интеллектуал и законник Медведев.
Никакой сенсации не случилось. Шквал эмоций, охвативший общества по итогам съезда единороссов - не более чем выпуск пара из пароварки, с которой сняли крышку. Сейчас смешалось все: и горькое разочарование сторонников Медведева, так называемой "партии модернизации", статус и востребованность которой с сегодняшнего дня резко снижается; и многочисленные версии конспирологов, которых тут же появилось множество по той простой причине, что участники тандема поставили общество перед фактом, но причины своего решения никоим образом не прояснили; и недоумение граждан по поводу самой политической схемы рокировки тандема, которая некоторым кажется издевательством над здравым смыслом.
Все это пар, и он рано или поздно уйдет. В конце концов, как зовут президента и премьера неважно. Важна проводимая ими политика. Мы же знаем, что Владимир Путин умеет проводить политику разную. Чтобы это понять, достаточно сравнить первый и второй его президентские сроки. В первом: расплата по внешнему долгу и формирование стабфонда, приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, выстраивание достаточно ровных отношений с США.
Во втором: изменение схемы назначения губернаторов, знаменитая мюнхенская речь, инициирование многочисленных суперпроектов вроде Олимпиады в Сочи, наращивание социальных обязательств, реформа политической системы с отменой выборов по одномандатным округам и созданием заградительного от создания новых партий законодательства. О премьерском сроке Путина можно сказать, что он, в общем-то, с небольшими поправками выдерживал ту же линию, что и второй президентский.
Каким же будет третий срок второго президента России? Некоторые комментаторы уже позволили себе озвучить надежды на то, что Путин вернется в Кремль в некой альтернативной ипостаси, если не вторым Горбачевым, то как минимум вторым Хрущевым – и оттепель, ожидания которой в большей степени увязывали с именем Медведева – все же наступит.
От безысходности ли были сделаны такие заявления, или те, кто их делал, и впрямь допускают такую вероятность, но Владимиру Путину в новом избирательном цикле придется нелегко. И, возможно, сама жизнь заставит его превратиться из консерватора в реформатора.
Ведь если его предыдущий приход во власть был связан с ростом и тучными годами, то сейчас Россия и весь мир на пороге второй волны глобального кризиса. И как сильно это волна заденет нас, никто предсказать не в силах. Возможно, экономика потребует непопулярных мер, а весь предыдущий опыт свидетельствует о том, что Путин легко принимает непопулярные политические решения, но пасует перед экономическими.
Кроме того, есть растущая неудовлетворенность политической системой – ее замкнутостью, незаменяемостью основных фигур, и тем, что иные процедуры, например, введение Валентины Матвиенко в Совет Федерации, при формальном соблюдении закона превращаются, как говорил когда-то Ленин, в издевательство над законом по существу. Это недовольство с возвращением Путина только вырастет, и ему на него придется как-то отвечать. Если он действительно станет президентом.
Практически все говорят о возвращении Путина в президентское кресло, как о состоявшемся факте. Но это пока не так. Проблема в том, что после утверждения списка во главе с Медведевым результат партии власти на выборах становится непредсказуемым. Как уже говорилось выше, Дмитрий Анатольевич в народе менее популярен, а по мере нарастания кризиса его популярность, как и популярность партии власти, будет только снижаться. Это во-первых.
Во-вторых, сам факт того, что Путин устранился от участия в выборах во главе партийного списка, может быть интерпретирован, как если бы он решил "слить" "Единую Россию". И это тоже не прибавит рейтинга партии.
К тому же, стоит учитывать, что избиратель несколько сбит с толку Народным фронтом. Все лето ему рассказывали про ОНФ во главе с Владимиром Путиным, а в избирательном бюллетене он увидит слова "Единая Россия" и фамилию Медведев.
В итоге вместо вожделенных 50% и более процентов "Единая Россия" может получить что-то около 35%, и это станет для партии разгромом, который автоматически ударит по президентскому рейтингу Владимира Путина. Не являясь членом партии, не участвуя в выборах по ее списку, он тем не менее остается ее председателем.
Так что возвращение Путина на президентский пост может оказаться не столь легким и даже не гарантированным. По крайней мере, нынешняя кампания для Путина очевидно окажется более сложной, чем предыдущая.