ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Впрочем, учитывая последние головокружительные кульбиты во власти, можно сказать, что в стране не только 40-летние, но и люди предпенсионного возраста свои места освобождать также не торопятся.
Что необходимо сделать для того, чтобы молодым наконец-то была везде дорога, а старикам почет, в ходе пресс-конференции выяснить так и не удалось. Один из выступающих посетовал на то, что к нему часто подходят молоденькие девочки и просят устроить их на госслужбу. Зачем? Там же мало платят. Зато там можно встретить министра и удачно выйти замуж, отвечают девочки. Вот именно таким образом и представляют они себе социальный лифт. Потому что другого лифта для них в нашей стране попросту нет.
Система социальных лифтов, по словам участников пресс-конференции, хорошо работала в Советском Союзе - тогда каждый школьник знал, что вначале надо вступить в комсомол, выучиться в техникуме, пойти работать на завод, закончить институт, вступить в партию. Наиболее удачных управленцев с мест приглашали в министерства.
Нынешние же министры директорами заводов никогда не работали, а потому и слабо понимают, по каким управленческим законам живет страна за стенами их родного министерства. Отсюда - масса непрофессиональных решений.
Воспитание кадров - вопрос более чем болезненный. В социальном лифте у нас в стране поднимается та молодежь, у которой лифтами владеют папы. Других реальных схем нет, выпускники школ не знают, куда идти, где искать этот социальный лифт, и в итоге плавно высеиваются в качестве начинающих чиновников и охранников. У большей части российской молодежи в отношении каких-то перспектив - чувство тоски и безысходности.
В связи с этим, по мнению экспертов, Россия скоро превратится в один большой горящий Лондон - только там погромы устраивала арабская молодежь, у нас же в числе "безнадежных" оказались не мигранты, а коренное население. Первые протесты уже были на Манежной.
В сферах, где хоть какой-то социальный лифт все-таки существует, в очередь к нему выстраиваются обычно "не те люди", большинство из которых и двух ступенек пройти не способно. "У коммунистов были четкие критерии. Сегодня нам тоже следует ввести какие-то понятия, кого мы хотим видеть в этой очереди, а кого - нет", - отметил Андрей Никитин. Однако и у коммунистов, как заметили выступавшие, лифт был далек от идеала - именно поэтому в итоге все и развалилось.
Кроме госслужбы, теоретически в России должны существовать еще два социальных лифта - это бизнес и шоу-бизнес. Со вторым все довольно сложно - уровень таланта продвигаемых сегодня исполнителей вызывает ряд вопросов. Даже у тех, кто умеет прекрасно петь, танцевать или пишет великолепную музыку, без определенной поддержки шансы стать знаменитыми практически равны нулю.
Зато не с шоу, а с обычным бизнесом складывается довольно здоровая ситуация: по словам участников пресс-конференции, представители среднего бизнеса в России - самая талантливая и целеустремленная часть российского населения.
Плохо только, что шансы среднего бизнеса стать крупным у нас в стране практически ничтожны. Точно так же, как и политическая элита, элита бизнеса пускать к себе посторонних тоже не собирается. Поскребите любого губернатора и непременно отыщете родственника "талантливого крупного бизнесмена", а когда губернатора снимают, сразу оказывается, что родственник не такой уж и талантливый, констатировали участники пресс-конференции.