ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Предполагается, что в Госдуму документ попадет уже в декабре 2011 года. Поправки предполагают, что собственникам сгоревших домов государство будет выплачивать лишь некий минимум. Уровень госгарантий до сих пор не определен, известно только, что будут создаваться резервные фонды на случай катастроф.
Предполагается, что погорелец сможет рассчитывать на аренду социального жилья. Но и эту помощь он сможет получить только в том случае, если лишился единственной недвижимости, пригодной для проживания.
Законодатели обещают увеличить долю застрахованного жилья. Сейчас в России она составляет лишь 5%. В качестве стимулирующей меры, которая должна побудить граждан страны страховать свою недвижимость, рассматриваются налоговые послабления. Например — налоговый вычет на сумму взноса за полис. Однако и эта мера сейчас рассматривается лишь в виде идеи. Кроме того, эксперты отмечают, что и само страхование, и налоговые послабления вряд ли осуществимы в деревнях и селах, которые особенно сильно страдают от буйства стихии.
Идея как-нибудь избавиться от расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий у чиновников возникла в августе прошлого года. Тогда в огне лесных пожаров "сгорели" 450 млрд рублей, причем значительная часть средств пошла на компенсации пострадавшим. Однако в эту сумму входят лишь прямые издержки и в ней не учитывается падение промышленного производства, сокращение урожая зерновых и инфляция.
По данным МЧС, в прошлом году в России возникло 30,4 тыс. очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн га. В огне сгорели тысячи домов, без крова остались более 10 тыс. жителей. В итоге министерство предложило ввести обязательное противопожарное страхование. Однако весной 2011 г. Минфин отклонил этот законопроект, поскольку нельзя обязать гражданина защищать свое имущество, в том числе и путем страхования. Данный подход противоречил бы гражданскому законодательству.
Напомним, в 2000 г. был ликвидирован Госкомитет по охране окружающей среды и трансформирована федеральная служба лесного хозяйства. В 2006 г. вступил в силу новый Лесной кодекс, окончательно ликвидировавший лесхозы и всю государственную лесную охрану. До этой реформы пожарную безопасность в России обеспечивали 70 тысяч лесников и около 130 тысяч других работников лесного хозяйства. Сейчас их общая численность составляет около 12 тысяч человек.
МЧС отвечает только за защиту от огня населения и объектов экономики, а тушение лесных пожаров может быть расценено прокуратурой и другими проверяющими органами как нецелевое расходование средств. Ответственность за предотвращение и тушение лесных пожаров возложена теперь на арендаторов и региональные органы власти.
Региональные органы власти объявляют конкурс среди госучреждений, и выигрывают их те фирмы, которые за свою деятельность просят меньшие средства, а значит обладают весьма скромными возможностями. По данным "Гринпис", в 2010 г. на борьбу с пожарами регионам было выделено на 15% меньше средств, чем в 2009 г. — всего 2,2 млрд руб., то есть на тушение 1 га леса ушло всего $0,033. А арендаторов и вовсе невозможно обязать тушить пожары.