ФОТО: AP |
Осторожность Азарова понятна. О близости компромисса он уже заявлял. Неделю назад, после встречи с Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге, где был подписан договор о присоединении Украины к зоне свободной торговле в рамках СНГ, Азаров радостно поведал журналистам, что до завершения переговоров остались считанные дни. Однако уже во вторник этот срок в устах украинского премьера увеличился кардинально – "считанные дни" превратились в "ближайший месяц".
Кстати, именно подписание означенного договора эксперты склонны считать причиной заметного потепления отношений между Киевом и Москвой. Правда, в Таможенный союз Украина все же не торопится. Вчера Азаров особо подчеркнул, что не увязывает будущий компромисс с Россией по пересмотру газовых контрактов со вступлением страны в эту организацию.
Москва не устает напоминать, что членство в ТС могло бы обеспечит Украине более низкие цены на газ. Киев же предлагает взамен сотрудничество в формате "3+1". Такая формула, в свою очередь, не устраивает Россию. Вместе с тем глава украинского правительства отметил, что руководство РФ "очень прагматично" относится к выбору Украины создавать зону свободной торговли с ЕС и не навязывает движение в сторону Таможенного союза. "Мы это очень ценим", – заверил Азаров.
Накануне министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко заявил, что Киев больше не планирует оспаривать в международных судах газовые соглашения с Россией, подписанные в январе 2009 года. "Мы будем менять действующие договоры исключительно в ходе переговоров", – цитирует Бойко "КоммерсантЪ Украина". Министр объяснил это решение "стратегическим характером отношений с Россией". Но тут не лишним будет напомнить, что российские эксперты с самого начала говорили о полной бесперспективности подобных разбирательств. И украинские политики, надо полагать, прекрасно это понимают.
Наиболее вероятным сценарием пересмотра нынешних соглашений видится создание консорциума по эксплуатации украинской газотранспортной системы. Правда, Киев мечтает о том, чтобы это объединение было трехсторонним – с участием ЕС. Однако такой вариант категорически не нравится Москве. Да и сама Европа не выражает особого энтузиазма по поводу возможности поучаствовать в управлении, а главное, модернизации украинских труб, на что очень рассчитывают в Киеве (инвестиции в ГТС оцениваются Минэнерго Украины в $6,5 миллиардов). Поэтому более реальным все же выглядит вариант двустороннего консорциума – Россия и Украина.