|
"Рабочая группа, если мы завершим все необходимые процедуры, состоится уже 11 ноября. И если решение рабочей группы будет положительным, то 15 декабря на министерской встрече может завершиться процесс вступления России в ВТО", - сказал он.
При этом Дворкович подчеркнул, что вопрос об установлении грузинского таможенного контроля на границах России с Абхазией и Южной Осетией как условии вступления России в ВТО не фигурирует. "В проектных документах, которые рассматривались на встрече президентов Швейцарии и России не было ни одного упоминания таможенного контроля на границах", - сказал помощник президента, пояснив, что речь идет о внешнем мониторинге.
Россия пытается стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) с 1993 года. Для этого нужно согласие всех входящих в нее 153 стран. Серьезными препятствиями на этом пути были позиции США, ЕС и Грузии, которая успела вступить в ВТО раньше РФ. С первыми двумя все вопросы уже удалось урегулировать, а Тбилиси занял жесткую позицию и требовал, чтобы Москва допустила грузинских представителей на таможенные посты в Абхазии и Южной Осетии.
Понимая, что Россия ни при каких условиях не пойдет на уступки Грузии, 25 октября Тбилиси посетил один из заместителей комиссара ЕС по внешней политике Гуннар Вигланд. Он передал властям республики послание, в котором сообщалось, что Евросоюз может добиться правил, которые позволят принимать нового члена в ВТО большинством голосов, и Россия вступит в организацию без согласия Грузии, что станет для последней серьезным политическим поражением.
Угроза ЕС сработала, и Тбилиси с легкостью пошел на предложение Берна насчет таможенного контроля на границе России с Абхазией и Южной Осетией. На основе этого соглашения осуществлять надзор за торговлей на границах этих областей с Россией будут не представители Грузии, а международные наблюдатели.
В Москве несколько дней изучали документ, а 31 октября помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что Россия не видит существенных препятствий для согласования позиций с Грузией, однако сторонам все еще необходимо согласовать несколько вопросов. "Рассчитываем, что все вопросы будут согласованы в ближайшие часы", - заявил рано утром 31 октября Дворкович.
Между тем перспективы от вступления во Всемирную торговую организацию для России эксперты оценивают весьма неоднозначно. "На наш взгляд, для России вступление в ВТО в большей степени политический, нежели экономический шаг. Его цель - повышение авторитета власти в глазах граждан и веса страны в международных переговорах. Это откроет доступ российской продукции на многие рынки, где раньше для нас были серьезные ограничения, но вместе с тем приведет к смягчению импортных ограничений, что может негативно сказаться на местных производителях", - сообщил "Yтру" Алексей Козлов, ведущий специалист департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company.
"Действительно, сейчас Россия как никогда близка к вступлению в ВТО, и в ближайшие месяцы все формальности могут быть завершены. Что касается сроков, то принципиальной позиции - произойдет вступление в этом году или в следующем - нет. Важен сам факт окончания длившегося много лет переговорного процесса", - сказал аналитик ТКБ "Капитал" Сергей Карыхалин.
Между тем аналитик ФГ "Калита-Финанс" Елена Туржанская отметила, что Россия серьезно запоздала со вступлением во Всемирную торговую организацию. "Почти за 20 лет "попыток" экономическая и финансовая политика передовых стран изменилась - они конкурируют уже не на уровне тарифных и таможенных барьеров, а путем манипулирования валютных курсов. "Плюсы", в основном, сводятся к новому, рыночному, статусу страны, что приведет к увеличению веса голоса при решении вопросов, касающихся правил мировой торговли. Еще одним явным положительным моментом, на мой взгляд, станет усиление конкуренции через несколько лет. При этом первоначальный эффект будет, скорее, отрицательным, так как отечественные компании практически не имеют преимуществ перед иностранными. Однако вытеснение с рынка неэффективных предприятий, возможно, даст толчок к качественному развитию России", - пояснила она.