|
"Вот весь мир считает, что русские ленивы, - откровенничал профессор. - Когда я только приехал, то решил, что это правда. Что бы я ни приказывал, русские сотрудники моей группы обязательно находили возражения. Я думал это для того, чтобы ничего не делать или потянуть время. И только через год я понял, что просто вы, русские, всегда ищете смысл в своей деятельности. При этом вы никогда не верите, что начальство знает больше. Наоборот, вы всегда думаете, что оно чего-то не знает из того, что знаете про дело вы. А еще вы не умеете держать дистанции с начальством и подчиненными. Поэтому, если вам начальник говорит: иди и сделай то-то и так-то, вы обязательно скажете, что это можно сделать по-другому или вообще не надо делать. Но это не от лени. Наоборот, вы очень ориентированы на результат и хотите повысить эффективность труда".
Сам профессор выводы из особенностей русского трудолюбия сделал. Теперь он перед запуском исследования собирает сотрудников и целый день они досконально обсуждают весь план работ и назначают ответственных за каждый пункт. Профессор старается, чтобы каждый сотрудник отвечал хотя бы за что-то, пусть даже за наличие наточенных карандашей и горячего чая. Недавно команда профессора выиграла очень хороший госзаказ.
Эта история показалась мне очень поучительной. И не только потому, что ее рассказчик сумел подняться над первоначальными выводами. Но и потому, что для меня, например, русской, по терминологии профессора, его выводы стали откровением. Получается, мы и сами воспринимаем себя через призму мифов, и это мешает нам использовать свой потенциал.
Например другой профессор, уже российский, социолог, рассказывал мне, что "общинность" русского народа, о которой так любят рассуждать политики, - миф. "Мы не просто индивидуалисты, мы буквально атомизированы, такого нет больше нигде в цивилизованном мире", - уверял он.
Между прочим, это одна из основных причин провала реформы ЖКХ. Ведь краеугольным ее камнем было создание ТСЖ, через которые жильцы домов должны были управлять собственным жилищно-коммунальным хозяйством. Что получилось - видят все. Потому что для эффективного функционирования гражданских коммун нужна довольно высокая самоорганизация. А ее нет, и вряд ли она появится в ближайшем будущем. А вот если бы реформа пошла по пути индивидуальных договоров потребителей, например, передачи ЖКХ в концессии крупным компаниям, возможно, был бы толк.
Знакомый гейм-дизайнер, разрабатывающий онлайн-игры для всего мира, говорит, что на примере игроков разных стран разница в менталитете видна очень четко. Кстати, по его словам, русские действительно евразийцы - как бы не смеялись скептики над этим термином. "Только в России игроки ведут себя в одних случаях как европейцы, а в других - как азиаты, - рассказывает он. - Например, ни один европеец не будет играть в игру, где для победы нужно подставить ножку другу: это для них неприемлемо. А китайцы очень любят такие фишки. И русские тоже".
Есть, по его словам, и чисто русская черта, которая не встречается больше ни у кого - любовь к халяве. "Европейцы воспринимают победу как оценку своих усилий, американцы ценят удачу - chance. А русским нужно, чтобы в сети попала золотая рыбка и выполнила все их желания - бесплатно и все сразу. А если после этого удастся ее схватить за хвост, да хрястнуть об стол - большего и не пожелать", - смеется знакомый. Ну, эту черту мы у себя признаем. И даже научились ею гордиться.