ФОТО: AP |
По этой формуле развивались события и в вопросе с иранской атомной программой. В описываемом случае в роли алармистов выступили израильтяне, которые еще в начале века стали долбить просвещенному западному миру, что в ближайшее время в округе может запахнуть даже не керосином и не напалмом поутру, а свежей ядерной бомбой, и этот аромат потянется из Ирана. Со свойственной жестоковыйному народу прямотой они намекали, что Иран было бы неплохо разбомбить до того, как он достроит бомбу. Но, конечно, слушать эти майсы никто не стал. И заниматься вопросом всерьез – тоже. И, как выяснилось, напрасно.
Вот сейчас, например, проблема громко затикала, и уже Великобритания выступила с заявлением о том, что готова вписаться в решение "осуществляемой Тегераном программы обогащения урана" силовыми методами. Причем на этот раз все серьезно – видимо, до всех дошло, – поэтому гордые бритты даже создали специальную группу, которая разработает План: в каком порядке все же будут бомбить разные неблагоприятные для всеобщего спокойствия на планете иранские объекты. И тут вся королевская рать мелочиться не станет: Лондон готов привести на Ближний Восток свой флот с "Томагавками", военную авиацию и так далее – разве что не гарантировано участие всей королевской конницы в лице спецназа, потому что в сухопутное вторжение британцы встревать не очень-то хотят.
Как отмечали СМИ, внезапный выброс адреналина в британскую политику вызвали данные королевских спецслужб о том, что Иран начал переводить свои центрифуги для обогащения урана в укрепленные подземные бункеры, размещенные под горными массивами. "Через 12 месяцев мы уже не сможем быть уверены в том, что наши ракеты достанут их. Время уходит, и Великобритания должна разработать продуманный опережающий план", – цитировала на прошлой неделе The Guardian представителя британского правительства.
Ну, а пока британский лев точит когти, другая часть лидеров прогрессивного человечества начала оглядываться в поисках того гада, который примет на себя вину и за все то, что случилось, пока все спали, и за то, что произойдет в недалеком будущем. И тут кто-то вспомнил о старой безотказной Империи Зла.
На матушку-Россию всегда можно положиться, и в этом случае она тоже не подвела: кстати подвернулся бывший советский ученый Вячеслав Даниленко, который очень удачно в середине 1990-х поработал в иранском Центре исследования физики. Удачно – потому что этот Центр является одним из объектов, связанных с ядерной программой Ирана. И теперь не кто-нибудь, а МАГАТЭ полагает, что без Даниленко, который провел пять лет за обучением иранцев технологии создания высокоточных детонаторов, нужных для запуска цепной ядерной реакции, иранская атомная программа умерла бы в зародыше. При этом никаких доказательств, кроме "нутром чуем", у МАГАТЭ нет, как и данных о том, что эта помощь, если она вообще была оказана, осуществлялась с ведома и согласия тогдашних российских властей.
Никто не собирается отрицать, что бывшие советские специалисты приложили руку к развитию иранской атомной программы. Но они были не единственными. Бушерскую АЭС начинали строить немцы – специалисты компаний Siemens AG и AEG, а первый завод по переработке урана в 1996 г. – китайцы. Ну, а когда их отговорили американцы, китайцы, с присущим им спокойствием, оставили иранцам все чертежи и технологии.
Список стран, участвовавших в создании иранской атомной программы, включает в себя и Францию, и Аргентину, но больше всего на фоне появления суперзлодея Даниленко выделяется Пакистан. Вернее, "отец" пакистанской атомной бомбы Абдул Хадир Хан. Да, тот самый национальный герой государства, все еще являющегося ключевым союзником США в Азии. Человек, создавший гигантскую сеть по распродаже атомных секретов, полученных им из стран Запада, умудрившийся загнать технологии производства боеголовок Северной Корее, Ливии и вышеупомянутому Ирану. Поговаривают, что он помог обзавестись всем необходимым для выращивания очень крупных грибов даже саудовским шейхам. Но не в этом суть.
Суть в том, что лет десять назад одна из крупнейших мировых фигур в сфере создания атомного оружия из Пакистана, контролируемого в те годы ЦРУ как своя собственная лужайка, сумела предоставить Тегерану новейшие технологии, включая так называемый "нейтронный инициатор" – детонатор запуска цепной реакции в боеголовках. Это произошло гораздо позже, чем в Иране работал бывший советский эксперт Даниленко. Спрашивается, зачем иранцам покупать у пакистанца то, что у них якобы уже было благодаря советскому ядерщику? Все варианты ответа на этот вопрос являются очень неприятными для МАГАТЭ...