ФОТО: AFP |
Наиболее очевидная стратегия для Путина – вернуться к роли надпартийного национального лидера, которым он был в 2000 – 2008 гг. Именно поэтому он сейчас подчеркнуто дистанцируется от "Единой России". И такое решение явно было принято не вчера: Народный фронт создан до официального старта парламентской кампании, а сам Путин в течение последних месяцев постепенно выходил из роли лидера партии. Список "Единой России" на парламентских выборах возглавил Дмитрий Медведев, а кремлевские чиновники начали намекать, что после выборов он может встать во главе партии. Путин, хоть и дал согласие на использование своего образа в агитационной кампании, свел участие в ней к минимуму, а на предвыборных мероприятиях появлялся, как правило, в паре с Медведевым. Вчера премьер открыто противопоставил единороссам фронтовиков, призвав прошедших в Думу представителей ОНФ не поддаваться давлению и не отказываться от своих мандатов в пользу партийцев. Наконец, на фоне ожесточенного энтузиазма, с которым правоохранители подавляют акции протеста, вдруг появилось чрезвычайно миролюбивое заявление премьера насчет того, что оппозиция имеет право на демонстрации, но в рамках закона.
Похоже, участники тандема опять поделили роли хорошего и плохого следователя, причем на этот раз Путину досталась роль более либерального политика, в то время как Медведев во главе "Единой России" должен проявить твердость. Не самый удачный ход: премьеру с трудом дается роль либерала, а стремительная мимикрия Медведева из поборника модернизации в блюстителя суверенной демократии способна вызвать разве что раздражение у людей, еще недавно именно с фигурой президента связывавших надежды на перемены. Собственно, сейчас именно эти обманутые надежды толкают тысячи людей на площади.
Дистанцироваться от "Единой России" Путину будет очень трудно: в массовом сознании они почти слились. И нынешний результат ЕР – во многом отражение общего разочарования населения итогами более чем десятилетнего правления Путина (включая четырехлетний период существования тандема). Не стоит также забывать, что на парламентских выборах 2007 г. "Единая Россия" одержала сокрушительную победу, превратив избирательную кампанию в референдум доверия президенту. В 2011 г. такую тактику повернули уже против него: несистемная оппозиция, которую к электоральным процедурам вообще не подпустили, смогла навязать власти собственные правила игры. Выборы превратились в референдум о недоверии "Единой России", и оппозиционеры попали точно в цель. В глазах населения партия превращается в аналог КПСС, выражающий интересы коррумпированной бюрократии и связанного с ней крупного бизнеса.
Поэтому даже на организационном уровне будущему президенту будет сложно отделить себя от партии власти – в конце концов, он выдвигается именно от "Единой России" (хотя и в 2000, и в 2004 гг. Путин шел от инициативной группы, собирая в свою поддержку подписи). К тому же ОНФ не имеет разветвленной региональной структуры, которую можно было бы использовать для ведения президентской кампании, так что опора на фронт может быть исключительно формальной.
Вариантов публичного размежевания Путина с партией власти не так много. Одним из них может стать масштабная чистка партийных рядов. Партия власти нуждается в реформировании, и заняться этим должен человек, который вел ее на выборы – такое мнение высказывает в своем блоге бизнесмен Михаил Прохоров. Медведев, как лидер списка, мог бы эффективно руководить Думой, сделав ее "местом для дискуссий" и центром законодательной инициатив, размышляет Прохоров.
В любом случае, для того чтобы всерьез дистанцироваться от партии, за которой в обиходе прочно закрепилось звание "партии жуликов и воров", команде Путина придется придумать что-то более убедительное, чем предвыборный штаб под управлением режиссера, хотя бы даже снявшего фильм с символичным названием "Вертикаль".