Интрига президентских выборов становится все более захватывающей

Читать в полной версии →
Политическое пространство страны остается неструктурированным и, похоже, погружается в еще большую неразбериху. У электората, вполне внятно заявившего о себе в минувшую субботу, нет ни собственной партии, ни лидера


ФОТО: AP



После великого стояния на Болотной площади страна пришла в движение, многие пребывают в эйфории от предчувствия перемен. Но какими могут стать эти перемены в России, политическое пространство которой остается неструктурированным и, похоже, погружается в еще большую неразбериху? Ведь у электората, вполне внятно заявившего о себе в минувшую субботу, нет ни собственной партии, ни лидера.

Ответом на этот вызов может стать участие в президентских выборах Михаила Прохорова, который имеет реальные шансы не только консолидировать вокруг себя конструктивно настроенный протестный электорат, но и получить поддержку либеральной части единороссов, малого бизнеса и других групп населения, не зависящих от бюджетных дотаций. Эти ожидания базируются на заявленной Прохоровым готовности выдвинуть трезвую, лишенную популизма программу и на его дистанцировании от Кремля.

Столь же вовремя прозвучало и заявление Алексея Кудрина о намерении начать создание правой партии. Никаких оснований говорить о слиянии двух этих проектов пока нет. Как нет и уверенности в том, что они будут реализованы. Но потребность в перезагрузке российского политического поля давно назрела. Реакция населения на думские выборы спровоцировала настоящий политический кризис. При этом в обществе нет инструментов его разрешения, и нет никакой уверенности, что ими обладает власть.

"Единая Россия" превращается в объект для иронии, Медведев реагирует на происходящее в стране записями в соцсетях, Путин занимается текучкой. Все это усиливает впечатление, что власть пребывает в растерянности. Из стана охранителей периодически слышны гневные обличительные заявления, но в целом настроение царит депрессивное.

Вялая акция прокремлевских движений, состоявшаяся в понедельник на Манежной площади, только усилила это впечатление. Ее рутинная заорганизованность резко контрастировала с народными гуляньями на Болотной. При этом осталось непонятным, зачем ее вообще устроили, тем более что даже такой зажигательный оратор, как Дмитрий Рогозин, закончил выступление требованием "перемен", что стало явной отсылкой к митингу на Болотной, в финале которой прозвучала известная песня Цоя. Создается впечатление, что у власти нет собственных идей и она вынуждена брать на вооружение чужие лозунги.

Парламентские оппозиционные партии вообще дистанцировались от уличного протеста. Их лидеры клеймят власти и ЦИК за "невиданные нарушения", но дальше этого дело не идет. Их намерение опротестовать результаты выборов на конкретных участках достойно всяческих похвал, но результаты, а точнее, безрезультатность подобных телодвижений хорошо известна по предыдущим кампаниям. Коммунисты готовят какую-то собственную акцию, но велика вероятность, что она не произведет никакого впечатления.

Националисты, в которых еще пару недель назад видели силу, способную задать новую идеологическую парадигму российской политики, продемонстрировали свою несостоятельность. Их митинг, прошедший на той же Болотной площади 11 декабря, собрал около 500 человек, что не идет ни в какое сравнение с происходившим там накануне. Попытки "Левого фронта", объединяющего несистемных левых, возглавить движение против незаконных выборов захлебнулись, а их лидеры и несколько десятков наиболее активных членов отсиживают свои 5, 10 или 15 суток.

В результате право представлять "раздраженных горожан" присвоил себе свежеобразованный оргкомитет, состоящий из части ораторов митинга на Болотной - деятелей культуры, а также политиков, чей рейтинг колеблется в пределах статистической погрешности. Теперь эти люди должны сформулировать программу дальнейших действий, но, судя по тому, что говорилось на митинге, эта публика, еще со времен Объединенного гражданского фронта (ОГФ) зациклившаяся на лозунге "Россия без Путина!", не способна наполнить его конкретным содержанием.

С другой стороны, пока не понятно, что может противопоставить им действующая власть и как отреагирует на их враждебность сам Путин. Еще пару лет назад у него в активе было "путинское большинство", но оно растаяло за годы президентства Медведева. Громкая заявка с созданием Народного фронта повисла в воздухе. Сентябрьская рокировка запоздала, а форма, в которой она была произведена, удивила и оскорбила часть путинских сторонников. Тем не менее значительная часть населения, в том числе консервативно настроенные горожане и даже часть несистемных левых, не скрывает, что скорее поддержит Путина, чем тех, кто, играя против него, затевает новую перестройку.

Тем самым получается, что главной интригой уже начавшейся президентской кампании должна стать деятельность Путина по перехватыванию инициативы и завоеванию поддержки населения, ценность которой после скандалов, сопровождавших думские выборы, заметно выросла. Это серьезная задача, и ее решение потребует дополнительных усилий. Но ключевыми здесь являются слова "перехватывание инициативы", потому что этот вектор уже задан всем ходом думских выборов и событиями последней недели.

В самом начале парламентской кампании нехитрая лобовая агитация "Единой России" столкнулась с двумя направленными против нее трендами: инициативой движения "Нах-нах", предлагавшего игнорировать выборы, и призывом Навального голосовать за любую партию, кроме "партии жуликов и воров". Здесь стоит отметить, что неучастие в выборах создавало предпосылки для приписок.

Массовая подготовка наблюдателей, которой наряду с парламентскими партиями активно занимались "Яблоко" и осколки Демвыбора, позволила предъявить обществу конкретные факты нарушений, что вызвало вполне ожидаемый скандал. Столь же красноречивыми оказались и итоги голосования: рост явки при увеличении числа голосов, отданных за КПРФ и "Справедливую Россию", и 15%-й обвал ЕР. Казалось бы, стратегия Навального показала свою эффективность, а затея "Нах-нах" провалилась. Тем не менее на следующий день после голосования, во время митинга на Чистых прудах, Шендерович и другие члены "Нах-нах" заявили о своей победе. Появление на митинге Навального сделало его героем дня, но его попытка устроить незаконный марш к стенам ЦИК закончилась тем, что он сел на 15 суток.

В это время тот же срок уже отбывал инициатор протестной акции на площади Революции, координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов. Однако путем нехитрых манипуляций "Солидарность" и "нах-наховцы" совершили рейдерский захват протестной акции левой оппозиции, и митинг прошел на Болотной площади.

Особую пикантность этой истории придает тот факт, что митинг прошел при активном содействии московских властей и полиции, обеспечившей доставку колонны оппозиции с площади Революции на Болотную. Это позволило избежать беспорядков, и это несомненный плюс. Но тот факт, что люди, много лет мечтающие о "России без Путина", действовали в тандеме с властью, дает определенную информацию к размышлению.

Во-первых, подтверждает старую истину о невозможности переиграть владельца казино; во-вторых, укрепляет подозрения о расколе в правящем классе. Столкновение этих тезисов расшатывает старые представления о том, что держателем основных ресурсов является Путин, и это делает интригу президентских выборов еще более захватывающей.


Обсудить на Facebook

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей