ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Тем временем в северной части американского континента дела у авиаторов идут неважно. 29 ноября одна из крупнейших мировых авиакомпаний American Airlines объявила о банкротстве. Случай, конечно, не уникальный: на предыдущей волне кризиса банкротами себя объявили United Airlines и Delta; еще раньше такое решение приняла компания Pan American. Впрочем, лишь последняя после этого полностью прекратила существование, тогда как другие две сумели реструктуризироваться и по-прежнему неплохо себя чувствуют. Банкротство же нередко используется просто для того, чтобы отделаться от профсоюзов, которые не дают компании сокращать издержки на персонал. Как это, очевидно, имело место и в случае с American Airlines: в последние годы компания тратила на оплату труда на $500 млн больше, чем каждый из ее основных конкурентов.
Тем не менее дыма без огня не бывает: раз ведущие мировые компании сокращают издержки на персонал, значит, дело опять пахнет керосином. Точнее, кризисом, а керосин дорожает. На это указывают, в частности, настроения среди европейских авиаперевозчиков. Как сообщала ранее The Wall Street Journal, Air France-KLM предсказывает снижение объема перевозок, Lufthansa кардинально урезает инвестиционную программу, а Air Berlin, вопреки ожиданиям, скорее всего, не получит прибыль по итогам этого года.
Российские авиаперевозчики не могут не чувствовать кризисный "ветерок", дующий с запада. Однако у нас его боятся далеко не все: ведь он способен сдуть с рынка мелких операторов, став попутным ветром для крупных компаний. К тому же, российский рынок авиаперевозок консолидируется вне зависимости от кризиса. За десять месяцев этого года пять ведущих российских авиакомпаний обеспечили 56,8% пассажирских авиаперевозок против 52,8% годом ранее. Как сообщила Росавиация, при общем росте рынка на 12,3% "Аэрофлот" увеличил свои показатели почти на 24%. В начале декабря компания приняла решение открыть дюжину новых представительств в городах России, Украины и даже Испании. На 2012 год намечены большие инвестиционные планы.
Попутный ветер крупным авиаперевозчикам усилило правительство. Авиакатастрофы последних лет подтолкнули его к ужесточению контроля над тем, что происходит в российском небе. В частности, власти намерены закрыть его для мелких компаний (с которыми, собственно, и связано абсолютное большинство ЧП). В настоящее время Росавиация готовит проект поправок в положение "О лицензировании воздушных перевозок". Согласно наиболее радикальному варианту документа, к регулярным пассажироперевозкам не будут допускаться компании, в распоряжении которых находится менее 20 самолетов. Это сразу выбьет из строя более половины российских авиаоператоров. Другой вопрос: кто и на чем тогда будет летать в отдаленные населенные пункты, располагающие откровенно раздолбанной инфраструктурой?
Тем не менее наводить порядок в российском небе – задача действительно неотложная. Та же The Wall Street Journal писала, что, по данным авторитетной консалтинговой компании Ascend (расположенной в Лондоне), в этом году в России число авиакатастроф и жертв в них превысило аналогичные показатели развивающихся стран с давними проблемами в области безопасности – таких как Конго и Индонезия. Поэтому некоторые иностранные компании настоятельно не рекомендуют своим сотрудникам пользоваться российскими авиалиниями, а тем более – летать самолетами советской постройки. Так что исправлять сильно подпорченную репутацию российским авиакомпаниям придется еще долго. И новая волна кризиса, если она действительно нахлынет на мировую экономику, в чем-то пойдет на пользу нашим авиаторам. Она очистит небо от "хлама".