ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Цены в этом году действительно вели себя неожиданно скромно, а во втором полугодии и вовсе стали снижаться опережающими темпами. Где-то в начале лета инфляция практически перестала двигаться вперед, и этот тренд продолжался вплоть до октября. А в августе даже отмечалась дефляция. Да и сейчас цены, по данным Росстата, ползут вверх очень медленно.
Так, в период с 13 по 19 декабря 2011 г. инфляция составила 0,1%. Тот же показатель был зафиксирован и на предыдущей неделе (с 6 по 12 декабря). С начала месяца потребительские цены выросли на 0,3%, с начала года – на 6%. Министерство экономического развития прогнозирует общую цифру декабря на уровне 0,6%. А в начале месяца заместитель главы ведомства Андрей Клепач сообщил, что МЭР в очередной раз пересмотрел свой годовой прогноз по инфляции, понизив его до 6,2% – 6,5%, причем, скорее всего, итоговый показатель будет ближе к нижней планке.
Однако при ближайшем рассмотрении ситуации становится очевидно, что безудержный оптимизм по поводу снижения инфляции – это радость со слезами на глазах. Инфляция замедлилась под давлением низкого спроса со стороны населения. Проще говоря, она просто уперлась в пустые кошельки, констатируют специалисты института "Центр развития" НИУ ВШЭ.
"Примечательно, что замедление роста цен наблюдается не по каким-то отдельным позициям, а практически по всем сразу. Замедлился с 0,58% до 0,5% даже рост цен на товары длительного пользования, и это после неуклонного ускорения на протяжении восьми месяцев. Гипотезу о снижении спроса населения поддерживает и пошедшая на спад интенсивность потребительского кредитования (с месячного прироста 3,7% в июле до 2,6% в октябре) и динамика розничного товарооборота, снизившего темпы роста с 1,3% в августе до 0,5% в октябре", – говорится в еженедельном обзоре "Центра развития". Его авторы в своих прогнозах оказались даже чуть смелее МЭР, прогнозируя инфляцию за год на уровне 6,1% – 6,2%.
В силу переноса индексации тарифов ЖКХ в 2012 г. с начала на середину года спрос населения продолжит играть ключевую роль в определении инфляционной динамики в ближайшие месяцы, добавляют аналитики. Не исключено, что если наметившиеся тенденции продолжатся, то в начале следующего года 12-месячная инфляция может опуститься ниже 6%-й планки. В этом случае Банк России, вполне возможно, будет вынужден пойти на снижение процентных ставок.
А тенденция, судя по всему, продолжится. Реальные располагаемые денежные доходы россиян за 11 месяцев текущего года, по данным все того же Росстата, выросли всего на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Для сравнения: в прошлом году реальные доходы населения увеличились на 4,2%.
О том, что улучшений не предвидится, свидетельствует и свежее исследование компании "Ромир" на тему занятости и положения на рынке труда по итогам прошедшей осени. Предчувствие второй волны кризиса или, как минимум, затяжной стагнации мировой экономики в ее нынешнем плачевном состоянии, разумеется, оптимизма работодателям не добавляет. И хотя пока ситуация не так критична, как три года назад, появившиеся негативные симптомы настораживают.
Как выяснилось в ходе опроса, 10% респондентов осенью этого года были уволены или сокращены по инициативе работодателя. Еще 9% покинули место работы по собственной инициативе. Эти цифры примерно в полтора раза превышают показатели осени 2008 г., когда только 6% опрошенных были уволены и 7% ушли добровольно. Правда, специалисты "Ромир" полагают, что более высокие показатели ротации кадров могут быть связаны не только с ухудшением экономической конъюнктуры, но и с повышением уверенности работников в том, что они смогут достаточно быстро найти новое рабочее место. Следовательно, не все сотрудники готовы мириться с урезанием зарплат и повышением требований со стороны работодателей. Осенью 2008 г., в условиях надвигающегося кризиса, наемные работники были гораздо менее привередливы.
Вместе с тем каждый пятый из тех, кто не менял работу, заявил, что в его компании осенью 2011 г. имело место сокращение персонала. Причем в половине случаев речь идет о довольно значительных сокращениях – более 10% от общего числа сотрудников. Осенью 2008 г. сокращения имели место в 24% компаний, в том числе в 12% – значительные. Зато доля компаний, сокращавших оплату труда в 2011 г., оказалась в два раза меньше, чем в 2008-м – 7% против 14%. О сокращении социальных пакетов рассказали 4% респондентов против 6% – осенью 2008 года. При этом в каждой десятой компании осенью 2011 г. имело место расширение штатов, и в половине случаев количество сотрудников было увеличено более чем на 10%. В 2008 г. о расширении сообщили только 7% респондентов. Не произошло никаких изменений заработной платы и занятости в 56% компаний осенью 2008 г. и 53,5% - осенью 2011 года.
"Полученные показатели свидетельствуют в пользу того, что ситуация в сфере занятости осенью 2011 г. была объективно лучше, чем осенью 2008 года. Проблема, однако, состоит в том, что на настроения потребителей влияет не строгое статистическое сравнение с относительно уже давним неблагоприятным периодом, а психологическое сравнение с недавним благоприятным периодом. А в этом смысле ситуация на рынке труда осенью 2011 г., конечно, сильно проигрывает весне этого же года, когда наблюдалось расширение штатов, сокращение безработицы (по трем ключевым показателям), рост номинального уровня оплаты труда и другие приятные для наемных сотрудников явления. И это неблагоприятное сравнение, несомненно, добавляет свои аргументы в копилку потребительского пессимизма", – резюмирует ведущий консультант "Ромир" Игорь Березин.