ФОТО: Игнат Соловей, "Yтро.ру" |
Хмурых людей, которые нередко приходят на демонстрации, почти не встречалось. Лица просочившихся сквозь 40 металлических рамок были жизнерадостны. Многие принесли флаги. Под красными собрались по центру площадки представители левых движений. Люди с имперскими флагами оккупировали правый фланг перед сценой. Традиционное место левых заняли либералы из "Солидарности", защитники Химкинского леса и другая демократическая публика.
При входе на проспект волонтеры раздавали белые ленточки, белые шарики и белые розы. На ленточках было написано: "За честные выборы". Надписи на шариках оказались более разнообразны: "Мы придем еще, нас будет больше", "Вы нас даже не представляете", "Меня надули". Еще раздавали листовки с предложением вступить в Ассоциацию избирателей России.
Перед началом мероприятия публику разогревали хиты Цоя, групп "Океан Эльзi", ДДТ и "Гражданская Оборона". В 14:00 собравшихся поприветствовали трое соведущих митинга - Владимир Рыжков, Ольга Романова и Василий Уткин. Мужчины ограничились стандартными словами приветствия, а Романова прибегла к символике. "Здравствуй, Сахаров", - сказала она.
Назад в будущее
Открыл митинг писатель Борис Акунин. Констатировав, что власти не выполнили ни одного из требований, которые предъявлялись ей 10 декабря на Болотной площади, он пообещал новые митинги. Выступивший после него музыкальный критик Артемий Троицкий не стал разоряться на общие темы, а вместо этого затронул частную жизнь Владимира Путина. Он охарактеризовал уровень морального здоровья премьера как "отсутствующий" и посетовал на непрозрачность быта первых лиц государства. "Если президент не делает это со своей женой - то он делает это со всей страной, - заметил Троицкий. - Вы хотите эту Синюю бороду в замок Кремля?" Публика ответила: "НЕТ!". Свое выступление критик закончил почти что молитвой: "2012-ый год будет годом Рождества, годом рождения Нового света. Аминь". Робкое предложение со сцены скандировать "аминь" в толпе не поддержали.
Видеозапись выступления Леонида Парфенова отправила митингующих назад в будущее. Телеведущий сравнил 2011 г. с 1976-м, а путинскую эпоху с временами брежневского застоя. По словам Парфенова, голый торс премьера все чаще становится поводом для анекдотов, а сам Путин постепенно превращается в "Брежнева XXI века". Как и в прошлый раз, на Болотной, Парфенов декламировал Высоцкого: "Мы тоже дети страшных лет России/Безвременье вливало водку в нас". Первым из митингующих, журналист предложил гражданам объединяться в группы через социальные сети. Затягивать в них как можно больше друзей и разделять между собой гражданские обязанности согласно полученному образованию: чтобы журналисты освещали, юристы жаловались, а экономисты занимались финансами.
Писатель-сатирик Виктор Шендерович передал собравшимся на митинге "привет" от руководителей оппозиционных думских фракций - Зюганова, Миронова и Жириновского. На этом сатира закончилась, началась документальная проза. "Ни одна партия по отдельности не в состоянии противостоять путинской машине", - констатировал Шендерович. После чего призвал внесистемную оппозицию объединиться перед лицом общего политического врага и заметил, что люди, пришедшие на Болотную площадь 10 декабря и в субботу на проспект Сахарова, демонстрируют не политический, а, в первую очередь, нравственный протест.
"Гражданин поэт" Дмитрий Быков вышел на сцену под дружные аплодисменты. Сразу оговорился, что привык говорить в рифму, но на сей раз скажет прозой. Он заметил, что на митинг собралась самая разношерстная публика под флагами самых разных расцветок. Но пестрота, по его словам, "лучше путинской безликости". "Я не вижу только серого", - сказал Быков. И вдруг проревел: "ТЕНЬ! ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО!". Затем он заверил собравшихся, что в Кремле только того и ждут, чтобы организаторы и участники митинга перегрызлись между собой. Однако такому не бывать: найдя между мужчиной и женщиной больше отличий, чем между коммунистом и либералом, Быков выразил надежду, что "раз те между собой договариваются - то договорятся и эти". После чего сравнил митингующих с роженицей, которой рожать страшно, больно и хлопотно. Но надо.
"Уходи, волшебник!"
Владимир Рыжков, заметив, что публику кусает мороз, предложил разогреться лозунгами: "Мы придем еще!", "Новые выборы!", "Россия без Путина!". На пару с Ольгой Романовой они зачитали содержание плакатов, которые можно было рассмотреть со сцены: "Я не Светка из Иванова", "Уходи, волшебник! Нам не нужны твои чудеса!", "Хиллари Клинтон заплатила мне натурой".
"Да, на сегодняшнем митинге Хиллари бы уже разорилась", - пошутил Рыжков. Романова, в свою очередь, объявила, что одновременно с митингом на проспекте Сахарова в Москве, массовые акции протеста прошли в ряде городов России. По утверждению ведущей, во Владивостоке полиция задерживала митинговавших. С подачи ведущих, москвичи поддержали митингующих в других городах троекратным "Ура!".
Ведущие также напомнили собравшимся, что в Кремле прохладно встретили известие о смерти чешского президента Вацлава Гавела и не принесли соболезнований в связи с гибелью людей в ходе беспорядков в казахстанском Жанаозене. Память ушедшим было предложено почтить минутой молчания.
"Свисток в никуда"
"Мы студенты и пенсионеры, учителя и врачи, военные и инженеры, писатели и журналисты", - сказала Ольга Романова, предваряя появление на сцене нового спикера. Журналистку Ксению Собчак толпа встретила дружным свистом и ревом. Однако светскую львицу такой прием не смутил. Она напомнила митингующим, что ее отец Анатолий Собчак был одним из тех, кто участвовал в написании Конституции РФ. Затем объединилась с освистывающей ее публикой высказыванием: "Наша победа была на Болотной, и наша победа - в том, что мы вышли сейчас". Наконец, она призвала создать "партию без вождя" - общественное движение, во главе которого могли бы стать люди, подобные Акунину и Парфенову. "Давайте бороться не за власть; давайте бороться за то, чтобы влиять на власть, - предложила Собчак. - Нам нужно движение, которое не станет свистком в никуда". После этого она скрылась со сцены одновременно под свист и аплодисменты.
Не менее дружным свистом митингующие встречали отставного министра финансов Алексея Кудрина. Его посыл демонстрантам сводился к тому, что "нельзя только говорить, надо заниматься реальными делами". Рецепт реальной политики от Кудрина свелся к ранее озвученным требованиям оппозиции. Среди них - срочное изменение партийного и выборного законодательства и проведение досрочных парламентских выборов. "Я сегодня здесь, потому что я за честные выборы", - признался экс-глава Минфина. Однако его призыв отправить в отставку председателя ЦИК РФ Владимира Чурова вызвал в толпе неожиданную реакцию. "Путина долой! Путина долой!", - разнеслось по проспекту Сахарова. Когда Кудрин уходил со сцены, Ольга Романова назвала его коллегой. И тут же пояснила, что она является "министром финансов" митинга.
"Простите меня, люди русские. Простите меня, люди русские. Простите меня, люди русские, - троекратно облобызал толпу Владимир Тор. - За то, что выступаю после путинского министра". Националиста Тора также встретили свистом. Понятное дело - не со стороны правого фланга, где в этот момент усиленно махали флагами и подавались вперед. Тор напомнил, что революцию задумывают романтики, реализуют фанатики, а ее плодами пользуются проходимцы. После этого напомнил о "героях Манежки" и заявил следующее: "Мы, русские националисты, больше всех заинтересованы в демократизации России". Конец реплики потонул в дружном свисте и улюлюканье.
Место ушедшего со сцены Тора оперативно занял Владимир Рыжков, который бросил клич "Россия для всех!", который тут же подхватили митингующие.
"Привет бандерлогам"
"Привет бандерлогам от сетевых хомячков, - такими словами начал обращение к слушателям блогер Алексей Навальный, - А где тот парень, который звал нас?". И, продолжая аналогию, пояснил отсутствие "больших страшных зверей" тем, что на поверку эти звери - всего лишь "маленькие трусливые шакалы". По словам оппозиционера, власть рассчитывала, что на Чистых прудах и на Болотной площади граждане покричат, да и разойдутся. "Покричали - и не разошлись", - торжественно объявил выступающий. Он заметил, что людей, собравшихся на проспекте Сахарова, вполне достаточно для того, чтобы пойти и взять Кремль. И предупредил, что если власть продолжит разворовывать страну, то его утверждение вполне может стать реальностью. Навальный пообещал, что в следующий раз на улицы выйдет не 120 тысяч, а миллион человек. Площадь встретила эти слова сдержанно.
Сопредседатель "Солидарности" Илья Яшин передал привет надзирателю спецприемника, в котором он сидел за компанию с Навальным. Полицейский, по словам Яшина, пришел на митинг "без дубинки и шлема". "Милиция с народом", - заключил из этого политик, однако по имени полицейского-ренегата так и не назвал. Вслед за предыдущими ораторами, он обратился к аллюзиям на творчество Киплинга. "Мы свободный и гордый народ! Мы не стадо!" - воскликнул оппозиционер под одобрительный гул толпы. "Эй вы, в Кремле! Мы не хотим вашей крови! - продолжил Алексей Яшин. - Опомнитесь! Верните нам то, что принадлежит нам по праву! Верните наворованные миллиарды! Верните свободу слова! Верните нам выборы! Мы не хотим гражданской войны!".
Шахматист Гарри Каспаров в начале своей речи поздравил всех с Новым годом. Он выразил надежду, что "после русской зимы наступит настоящая политическая весна". Затем напомнил, что власти пытаются представить ситуацию так, как будто за них большинство, а оппонирует им горстка маргиналов. "Это нас много, а их мало", - заметил Каспаров. Действующую власть он представил в виде декорации, за которой прячется только одно стремление - красть. Но люди, по его словам, настолько устали и от воров и от их декораций, что готовы требовать соблюдения своих прав. "Мы потеряли страх", - резюмировал экс-чемпион мира по шахматам.
"Слово героическому человеку"
Следующего оратора ведущий Владимир Рыжков охарактеризовал как "героического человека", который раз за разом оказывался в спецприемниках за свою активную оппозиционную деятельность. Активист "Левого фронта" Костантин Косякин упрекнул "сволочную власть" в том, что она "оторвалась от действительности". И предложил несколько программных тезисов. Первое - объявить всероссийскую стачку и перекрыть газовые и нефтяные магистрали. Второе - расставить на ключевые государственные посты "честных порядочных людей", которые, по словам Косякина, как раз здесь, на Сахарова, и собрались. Наконец, он предложил установить выборность судей, составить "юридический договор" граждан с политиками и вычистить из органов власти корпоративные кланы, которых заклеймил как сборище "жен, любовниц и проституток".
Вслед за Косякиным выступил Григорий Явлинский. Кандидат в президенты от "Яблока" начал свое обращение к собравшимся со слов благодарности - тем, кто пришел на проспект Сахарова, тем, кто проголосовал на парламентских выборах, и тем, кто был на этих выборах наблюдателем. Затем он сообщил, что парламентские выборы были лишь первым раундом схватки с действующей властью. Причем раунд этот, по его словам, оппозиция выиграла, чему доказательство - 100 тысяч митингующих, собравшихся на данной площадке. Второй раунд, по подсчетам Явлинского, пройдет в стране 4 марта. И вот тогда, намекнул он, нам всем понадобится сильный единый кандидат от оппозиции.
После Явлинского выступила защитница Химкинского леса Евгения Чирикова. В то время как большинство собравшихся окоченели, общественную активистку грела душевная радость. "То, что вы пришли - это и есть победа, это и есть счастье, это и есть надежда", - сказала она. И, не желая задерживать людей на морозе, сердечно поблагодарила пришедших на митинг: "Спасибо вам, люди! Низкий вам поклон!".
"Сделайте шаг назад"
Овладев микрофоном, Рыжков попросил генералов, полковников и рядовой состав полиции обратить внимание на правый фланг митингующих, где распоясались некие "горячие парни", и направить туда дополнительные силы. Ведущий заметил, что если на "Болотке" сотрудники правоохранительных органов усердствовали, то здесь, похоже, "вообще не желают работать". Он напомнил стражам порядка, что они получают зарплату из кармана налогоплательщиков и что их работа заключается в обеспечении безопасности этих самых налогоплательщиков. Его соведущая Ольга Романова была более ласкова к полицейским, и попросила навести порядок не генералов, а "милых лейтенантов".
Вскоре после этого Рыжков попросил полицию перенести контрольные рамки к площади трех вокзалов для того, чтобы все желающие могли присоединиться к митингу. Он сообщил, что проспект Сахарова забит людьми полностью, и что напирающие с галерки настолько зажали первые ряды, что им буквально нечем дышать. Чтобы исправить эту ситуацию, Рыжков попросил сделать всю площадь полшага назад. Площадь зашевелилась и выполнила требование. Рыжков похвалил митингующих, после чего вновь попросил сделать полшага назад. Люди подчинились. Ведущий приободрил их и попросил отступить на полшага в третий раз. И тут вдруг повеяло Киплингом.
Все подробности дня протеста в Москве – в хронике событий на "Yтре".