ФОТО: ФОТО: Игнат Соловей, "Yтро.ру" |
Однако все произошло с точностью до наоборот. Людей было намного больше. Кажется не в два, а даже в три раза. И это уже были совсем другие люди. Все они так же, как и 10-го числа на Болотной площади, были настроены миролюбиво, никто из присутствующих не собирался вершить революцию. Только вот лица у них стал серьезнее, более суровыми. Митингующие больше не поздравляли друг друга с праздником, как это было на Болотной. Они внимательно слушали выступающих, переговаривались между собой, громко скандировали лозунги. Решительно были настроены, одним словом.
Еду от станции метро "Чистые пруды" через "Красные ворота" в сторону места проведения митинга на проспекте Сахарова. На "Чистых прудах" очень много полицейских, они через громкоговорители просят всех собравшихся не запруживать станцию, а немедленно подниматься наверх.
На "Красных воротах" также невиданное полицейское усиление. И, вопреки обыкновению, группы стражей правопорядка состоят не из двух, а из четырех человек. Бросается в глаза большое число женщин-полицейских, тогда как 10-го декабря их практически не было. То ли усиление настолько серьезное, то ли психологи поработали, чтобы снизить возможную агрессию толпы.
Присутствует очень сильное ощущение того, что людей собралось гораздо больше, чем в прошлый раз. Интересно, если две недели назад полицейские и независимые оценки числа участников митинга разнились в четыре раза, сколько же нам объявят официально сейчас - двадцать шесть тысяч?
Очень много людей находится за периметром оцепления, на "господствующих высотах" - оттуда все очень хорошо видно.
На Каланчевской улице, по которой идет огромная толпа, открыт лишь узкий проход по тротуару. Пытающимся идти по проезжей части полицейские в "матюгальники" кричат: "Вы что - тупые?! Не перегораживайте движение!". Какое, к чертям, движение?? Кто вообще додумался сохранить его там, куда должны придти десятки тысяч человек? У рамок металлоискателей скопились люди, много людей. Полиция призывает не толкаться и уверяет, что пропустит всех. На одной из рамок лежит букет белых цветов. На вопрос о том, кто их положил, симпатичный и игриво настроенный полицейский отвечает: "Я!".
Из смешного: гордо поднятый плакат "Чебурашка за честные выборы!" и такие же листовки. Вокруг чебурашек кучкуются коммунисты, яблочники и, конечно, нацики - куда ж без них. Вечная головная боль...
Со сцены слышен голос Ильи Яшина, организаторы заявляют о том, что собралось уже более 100 тысяч человек.
В этот раз гораздо больше мобильных туалетов. Из новшеств: стоят тенты с плакатами, из которых следует, что каждый желающий может поставить подпись под заявлением в Генпрокуратуру о фальсификациях, имевших место на прошедших парламентских выборах. Вообще к организации митинга на этот раз подошли креативно - белые ленточки с надписями "Мы против политического СПИДа", стойки с громкоговорителями через каждые 15 метров.
Около 15 часов звучит видеообращение находящегося в больнице Сергея Удальцова. По небу летают воздушные шары, а на большом белом шаре, парящем возле сцены, надпись: "Требуем регистрации партий!".
Выступающий борец с коррупцией Алексей Навальный, осмотрев площадь, заключил, что людей достаточно для того, чтобы пойти на Кремль. Но, поскольку люди мы мирные, делать этого не будем, заключил известный блогер.
Ксения Собчак говорила толково, но ее, как и многих освистали. Причем свист был такой... отрицательный. Видимо, не сильно ее на митинге ждали. Одновременно в небо запустили шарики с привешенными на них игрушечными медвежатами, множество людей пронесли длинную-длинную белую ленту, грозящую попасть в Книгу рекордов Гиннесса.
Около 16:00 полиция начинает живыми шеренгами, сцепившись руками, разбивать зону митинга на сектора, не пропуская людей к сцене, чтобы воспрепятствовать возможной давке. Над митингующими постоянно барражируют полицейские вертолеты.
В 16:20 выступление Алексея Кудрина прерывается аплодисментами и одобрительным свистом. Экс-министр финансов попросил прощения: "Простите меня, люди добрые – не ведал, что творил. Но теперь я с вами!".
В милицейских шеренгах образовался узкий проход, ведущий к сектору около сцены. Здесь намного свободнее, чем в других местах.
Транслируют видеообращения Юрия Шевчука и Михаила Горбачева. "Музыкант Юра" гастролирует по стране и поет "как и все мы - о свободе", а экс-президент СССР неважно себя чувствует, поэтому оба они, к сожалению, лично на митинге не присутствуют. Что не мешает им разделять и поддерживать требования участников акции.
Интересной была реакция на выступление Михаила Касьянова. Те, кто не видел его, спрашивали окружающих, уж не Никита ли Джигурда почтил нас своим вниманием? Экс-премьер и видный оппозиционный деятель действительно обладает хорошо поставленным голосом, похожим на голос Джигурды.
Около 17:00 в толпе митингующих поползли слухи о наличии группы провокаторов, прорвавшихся к сцене. Вслед за этим организаторы во всеуслышание обратились к полиции с просьбой навести порядок в этом секторе. Это обращение повторялось два раза за пять-семь минут, то есть некие локальные беспорядки у сцены все же имеют место. Вместе с тем, подавляющее число участников митинга ведут себя абсолютно мирно и на провокации, если таковые действительно есть или будут, судя по всему, не поддадутся.
Популярный телеведущий Владимир Познер в своем видеообращении заявил: "Я здесь, с вами!", добавив, что не хочет быть обманутым быдлом.
Около 17:15 ведущие объявили о том, что митинг подходит к концу. На сцену вышел Дед Мороз, поздравил с Новым годом "жителей свободной России", а по толпе поползли новые слухи. На этот раз - об автобусах с "нашистами", едущими по Садовому кольцу.
"Не поддавайтесь на провокации, не трогайте их! Они маленькие и глупые..." - призвали со сцены, одновременно огласив число собравшихся. По оценкам организаторов, на сегодняшний митинг вышли 130 (!) тысяч человек.
Послесловие
Люди идут к выходам. Посреди площади на стульчике сидит пожилая женщина, держит в руках плакат "Обменяю Путина на Ходорковского".
А это-то чем лучше, спросил кто-то из митингующих?
- А чем же он лично тебе не угодил? - бодро парировала старушка, ответив вопросом на вопрос, и дискуссия завершилась.
Подхожу к площади трех вокзалов. Так вот где, оказывается, сосредоточилась полиция и ОМОН. Их тут человек пятьдесят. Стоят шеренгой, смотрят сурово. Тут же полицейские машины и автозаки. Справа от входа в метро кучкуются ОМОНовцы. Набравшись смелости, подхожу.
- Товарищи начальники, разрешите обратиться?
- Да!
- А почему вас здесь так много? Какие-то провокации намечаются?
- Нет, мы здесь для вашей же безопасности, - отчеканил один из доблестных.
Слово за слово, каким-то чудом мы разговорились, правда для этого мне пришлось предъявить парням журналистскую корочку.
- Скажите, пожалуйста, вот только честно-честно, если бы вы не работали в органах, вы бы пошли на митинг?– спрашиваю, обнаглев.
- Ни в коем случае!
- Но почему?
Понимаете, милая девушка, там, в Кремле, - говорит один из ОМОНа, назвавшийся Иваном, - сцепились две олигархические группировки - Путин и либералы. И каждый тянет одеяло на себя. А мы с вами выступаем в роли мяса.
- И вас такое положение вещей устраивает?
- Я присягал, поэтому больше я вам ничего не скажу. И вообще, все эти ваши митинги делаются на деньги Госдепа США, поэтому ступайте-ка лучше домой.
- А можно я вам руку пожму на прощание, мы же уже почти лучшие друзья?
- Ну давайте. А вы про нас правда напишете?
- Напишу, вот прямо сегодня вечером на «Yтре» и смотрите.
- И наверняка скажете что мы козлы и придурки?
- Зачем же? Нормальные вы ребята, классные, вот так и напишу!
- Честно?
- Честное журналистское!
Все подробности дня протеста в Москве – в хронике событий на "Yтре".