Молчание "волшебника"

Читать в полной версии →
Председатель ЦИК хоть и стал персонажем, олицетворяющим недостатки российской избирательной системы, на самом деле фигура скорее декоративная. В реальности электоральные победы куются вовсе не в Центризбиркоме


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Двадцать седьмого января депутаты Госдумы заслушают председателя ЦИК Владимира Чурова, генпрокурора Юрия Чайку, министра внутренних дел Рашида Нургалиева и главу Следственного комитета Александра Бастрыкина. Всем им предстоит давать объяснения по поводу нарушений избирательного законодательства во время парламентских выборов. Оппозиция с особым нетерпением ждет встречи с " волшебником" Чуровым: требование отставки председателя Центризбиркома стало одним из главных условий, выдвинутых участниками проходивших в Москве митингов.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов и руководитель "Справедливой России" Сергей Миронов настаивают на проведении парламентского расследования по следам фальсификаций. Это, помимо прочего, позволит оппозиции эксплуатировать популярную в народе тему и в ходе президентской кампании. Очень неблагоприятный тренд для кандидата №1 Владимира Путина: парламентские выборы несистемная оппозиция превратила в референдум о недоверии "Единой России", и результат оказался для партии власти провальным. Если президентские выборы превратятся в референдум о недоверии лично Путину, он, даже победив, рискует утратить статус лидера, альтернативы которому не существует.

В "Единой России" уже дали понять, что идею парламентского расследования не поддержат. А оппозиционерам, даже всем вместе взятым, не хватит голосов на то, чтобы инициировать его самостоятельно. Кроме того, партия власти употребила свой ресурс на то, чтобы сеанс волшебства с последующим разоблачением прошел в максимально комфортном для Чурова режиме: он будет встречаться с депутатами в формате парламентского часа – то есть время, отведенное на вопросы, будет строго ограничено. Хотя некоторые депутаты готовы были общаться с Чуровым целый день.

Час председатель ЦИК наверняка продержится, опыт у него есть. Пару лет назад Чурову уже довелось общаться с депутатами, разочарованными (мягко говоря) работой отечественной избирательной системы. В октябре 2009 г. фракции КПРФ, "Справедливой России" и ЛДПР демонстративно покинули зал заседаний Госдумы, протестуя против результатов региональных выборов: осенняя электоральная кампания была отмечена особо активным применением административного ресурса.

Тогда Чурова вызывали на ковер, чтобы дал ответ разгневанным парламентариям, и он сделал вид, что не понимает, в чем суть претензий. Когда ему говорили, что масштабы фальсификаций на выборах в Мосгордуму ужасают, он сообщал, сколько тысяч наблюдателей работали в столице. Когда представители ЛДПР жаловались, что на выборах в Тульской области на дому голосовали со скоростью один бюллетень в 20 секунд (если исходить из числа бюллетеней в выносной урне), Чуров отвечал, что голосование на дому разрешено законом.

Стороны расстались категорически неудовлетворенные друг другом: оппозиция ставила ребром вопрос об отставке председателя ЦИК (впрочем, чисто риторический: уволить члена избиркома практически невозможно, разве что он сам соберется в отставку), Чуров предложил партийцам не донимать его в ночь голосования просьбами накинуть процент – другой. Надо думать, и в этот раз председатель ЦИК забросает депутатов цифрами и ссылками на законы.

Парадокс ситуации заключается в том что Чуров хоть и стал персонажем, олицетворяющим недостатки российской избирательной системы, на самом деле фигура скорее декоративная. В реальности электоральные победы куются вовсе не в Центризбиркоме. Выборы делают губернаторы, используя потенциал подчиненной им вертикали. Именно губернаторам грозят "оргвыводы", если не справляются. Вот, например, уволили недавно архангельского главу Илью Михальчука – говорят, за низкий результат "Единой России" на парламентских выборах (в регионе партия власти получила 31,9% – очень близко к показателю, который эксперты называют "достоверным").

При этом избирательной вертикали в России не существует: председатели избиркомов ЦИКу не подчиняются. Избирательные комиссии на местах формируют губернатор и Заксобрание. А те, в свою очередь, создают "низовые" участковые комиссии, где, собственно, и считают голоса. Работают в таких комиссиях, в основном, люди подневольные: чиновники, учителя, сотрудники муниципальных предприятий. Как им местное начальство скажет, так и подсчитают. Замечено, что территориальные избиркомы, куда везут протоколы с участков, находятся, как правило, в помещении местной администрации. Именно там происходят необъяснимые изменения итогов голосования: у одной всем известной партии голосов добавляется, у остальных убывает.

Центризбирком в реальности может не так и много: он пишет инструкции для нижестоящих комиссий и может отменять их решения (если есть жалобы). Но все это приходится делать, имея в виду: исполнять инструкции и решения ЦИК будут на местах. Наказать неисполнительных подчиненных Чуров не может, разве что лишит почетной грамоты. От еще одного ресурса влияния Чуров отказался лично – когда объявил, что Центризбирком законы не обсуждает, а исполняет. Вот и приходится теперь "волшебнику" колдовать с цифрами и ссылками на законы – а что он еще может сказать?

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей