ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Согласно данным РОМИР, траты на продукты и товары повседневного спроса (предметы личной гигиены, мыло, косметику, лампочки, батарейки и т.д.) выросли в последнем месяце прошлого года всего на 6,5%, а с учетом инфляции и вовсе остались на уровне декабря 2010 года. Рост расходов оказался самым низким за последние три года. Для сравнения: в декабре 2008 г. этот показатель составлял 25%, в 2009 г. - 23%, в 2010-м - 18%.
Соглашаются с этой статистикой и сами ретейлеры. "Средняя корзина изменяется незначительно, но люди предпочитают выбирать из необходимых товаров менее дорогие. У людей денег больше не становится, и они предпочитают их тратить более разумно", - сообщила РБК daily руководитель по внешним коммуникациям "Ашана" Мария Курносова.
При этом она отметила, что в прошлом году покупатели пришли за новогодними закупками на две недели позже, чем обычно. "Если раньше клиенты были активны весь декабрь и продажи шли плавно, то в этом декабре всплеск продаж пришелся на вторую половину месяца", - добавила представитель сети.
То же самое сказал и директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов. Правда, этот факт специалист объяснил отсутствием новогоднего настроения из-за теплой погоды. Снижение же продаж, по его мнению, связано не с падением покупательского спроса, а с низкой инфляцией. "Абсолютные цифры декабрьских продаж были в этом году меньше. Однако говорить о резком изменении спроса не приходится, дело в том, что в 2011 году была рекордно низкая инфляция на продукты питания в связи с хорошим урожаем, а на многие товарные группы в конце года мы наблюдали дефляцию", - уточнил Сусов.
Эксперты РОМИР, в свою очередь, уверены: одна из причин замедления роста трат - слабое увеличение доходов россиян. Средняя заработная плата в прошлом году повысилась менее чем на 10%, в то время как в 2010-м и 2009 гг. она росла по 12% в год, а в 2008 г. - на 17%. Сыграл свою роль, по их мнению и пессимизм россиян: с середины осени в РОМИР наблюдают снижение потребительских ожиданий и настроений. В связи с этим активный потребительский спрос перемещается с товаров повседневного потребления в сторону материальных, долгосрочных товаров.
Так, например, продажи "М.видео" в декабре 2011 г. составили 23,3 млрд руб., продемонстрировав рост на 36% в сравнении с аналогичным периодом 2010 г., говорится на сайте компании. Особым спросом пользовались 3D- и LED-телевизоры, смарфтоны, коммуникаторы и планшетные компьютеры.
Директор по маркетингу УК "АГАНА" Константин Постовалов также считает, что полученные за декабрь данные говорят о неуверенности в завтрашнем дне, нарастающей на фоне событий в мировой экономике. "В подобных условиях потребители начинают в прямом смысле считать деньги, выбирать из предложенных товаров оптимальные по параметру "цена/качество", - заявил он "Yтру"
Аналитики МФХ "Фибо Групп" уверены: цифры по инфляции за декабрь и общее понижение прогнозов по экономике на 2012 г. указывают на то, что уже к концу первого квартала мы сможем проследить негативную тенденцию. "Экономике страны это грозит замедлением до 3 - 3,5%ВВП по итогам года", - пояснили они.