|
"Умышленное создание дорожно-транспортного происшествия в целях вымогательства денег, или автоподстава, - преступление, которое давно стало бичом водителей и страховых компаний. Это реальная имитация ДТП посредством использования специальных приемов и ситуаций, вынуждающих водителя выплачивать "компенсацию" за причиненный ущерб или нарушение нормы закона", - заявили парламентарии.
Согласно законопроекту, виновному в аварии мошеннику будет грозить лишение свободы на срок до четырех лет в совокупности со штрафом до 300 тыс. рублей. За то же преступление, но совершенное группой лиц по предварительному сговору предусматривается лишение свободы на срок до семи лет и штраф в размере до миллиона рублей, за причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего - то же.
С 2010 г. число "автоподстав" в России выросло на 10-15%, приводят статистику депутаты. "Принятие данного законопроекта будет способствовать большей защищенности автомобилистов и страховых компаний от "разбойников с большой дороги", - считают они.
Крупная банда промышляющих "автоподставами" преступников летом прошлого года была обезврежена сотрудниками столичной полиции. В своей деятельности подозреваемые использовали принципиально новую схему мошенничества на дорогах. Своими жертвами они выбирали не водителей-новичков, как это происходит обычно, а преимущественно мужчин в возрасте от 50 лет, передвигавшихся на дорогих иномарках. Иногда жертвами преступников становились даже работники силовых структур - МВД и Генпрокуратуры.
Группа передвигалась на двух машинах, одна из которых должна была участвовать в "ДТП", пассажиры второй обеспечивали техническую поддержку. Выбрав цель - как правило, дорогую иномарку, в которой находится только водитель, - первая машина сближалась с ней. После этого один из мошенников кидал в выбранное авто кусок мыла, имитируя удар при столкновении. Водитель "пострадавшей" машины убеждал жертву отъехать к обочине для разбирательств.
На обманываемого не оказывалось никакого давления - ему предлагали позвонить в ГИБДД и страховщикам. Но дозвониться у потерпевшего не получалось - из второй машины на его номер с помощью специального оборудования отправлялись помехи. Через некоторое время пострадавшему водителю начинали дозваниваться подставные лица - "страховой агент", который сообщал, что, раз он скрылся с места происшествия (не сразу остановился после "столкновения"), ему страховку не выплатят, а также "сотрудник ГАИ", который, ссылаясь на данные видеонаблюдения, грозил собеседнику штрафом, лишением прав на несколько лет и административным арестом за попытку уехать с места ДТП.
Когда жертва наконец соглашалась уладить недоразумение без посторонних, операция входила в завершающую стадию. Водитель первой машины фотографировал повреждения и отправлял снимки в "гараж ФСО", в котором автомобиль якобы стоял на балансе. После этого из гаража перезванивали и по громкой связи называли сумму ущерба, которая могла превосходить реальную в десятки или даже сотни раз. Пострадавшему объясняли, что машина начинена сложным оборудованием и дорогими опциями, и поэтому ее ремонт будет стоить очень дорого - одна из жертв, например, выдала аферистам 7,4 млн руб. за царапину на крыле. Сговорчивость потерпевших объяснялась легко - им советовали заплатить, чтобы дело не дай бог не получило "официальный ход"