Новая страшная война уже стоит у ворот

Читать в полной версии →
Выбрав политику нефтяного эмбарго в отношении Ирана, Евросоюз не побоялся коллапса на нефтяном рынке, однако вряд ли дело ограничится только нефтью. В ожидаемой войне Иран может попортить Западу много крови


Корабли американских ВМС в Персидском заливе. ФОТО: AP



Иран предупреждал европейцев, чтобы они не вводили запрет на импорт его нефти. Грозил, что в противном случае перекроет Ормузский пролив, через который проходит 40% всей нефти, экспортируемой морем. А США в ответ на это пригрозили применением силы против Ирана. И вот теперь, когда события начали развиваться по самому опасному сценарию, не понятно, хватит ли у сторон выдержки, чтобы не начать выполнять свои обещания.

Евросоюз не побоялся ни коллапса на нефтяном рынке, ни перспективы развязывания нового военного конфликта. Он все-таки принял решение о поэтапном введении эмбарго на закупки иранской нефти. Европейским компаниям отныне запрещено заключать новые нефтяные контракты с иранскими поставщиками, а к июлю должны быть завершены все ранее заключенные договоры. Кроме того, запрещаются инвестиции в транспортную инфраструктуру ИРИ и ряд других отраслей, введены санкции в отношении иранского центробанка.

Причины такой смелости вечно колеблющихся и сомневающихся европейцев, в общем, очевидны. Во-первых, на них давно давили США: шаг за шагом Европа поддерживала новые санкции, которые инициировались Вашингтоном в одностороннем порядке. Они касались как отдельных компаний, так и финансовой и нефтяной сферы Ирана в целом. И вот теперь дело дошло до самой нефти, которая тоже попала под запрет. Во-вторых, США придали уверенности своим союзникам, сосредоточив в Персидском заливе уже три авианосные группы, а также отряд десантных кораблей-амфибий и экспедиционный батальон морской пехоты. Плюс в залив вошли военные корабли Великобритании и Франции. Кроме того, 17 января Al Arabiya сообщила о начале переброски многотысячного контингента американских сухопутных войск в Израиль (эти данные подтверждают и израильские источники). Таким образом, Вашингтон и его союзники вполне приготовились к нанесению удара по Ирану, если тот вздумает реализовать свои угрозы.

И Иран, скорее всего, сознает этот факт. В ходе первой попытки блокирования Ормузского пролива (в 1988 г., во время ирано-иракской войны) США уничтожили почти все его Военно-морские силы всего за один день. Тегеран не может не сознавать неравенство сил и очевидную бесперспективность сопротивления военной мощи НАТО. Да, он может попортить много крови Западу, но победить – это вряд ли, как говаривал товарищ Сухов. Так что на сей счет Европа может быть спокойна.

В-третьих, прогнозы коллапса нефтяного рынка в случае непоступления иранской нефти или даже блокирования Ормузского пролива показались европейцам не слишком обоснованными. Иран обеспечивает менее 6% от общего объема импорта нефти Евросоюзом. Конечно, нелегко придется Италии, которая является одним из крупнейших потребителей иранского черного золота (порядка 250 тыс. баррелей в сутки). Но это, в конце концов, проблемы отдельно взятой страны. Если бы ее правительство по-прежнему возглавлял Сильвио Берлускони, со стороны Рима еще можно было бы ожидать какого-то сопротивления. Но нынешний премьер Марио Монти просто "взял под козырек": ну, эмбарго, значит эмбарго. Будем искать нефть где-нибудь в другом месте. К тому же далеко ходить не надо: Саудовская Аравия имеет солидные резервные мощности и может быстро увеличить добычу на те же 2,5 млн баррелей в сутки, которые выпадают из-за нефтяной блокады Ирана.

Определенные неудобства для Европы вызовет повышение мировых цен на нефть, неизбежное в случае обострения ситуации вокруг Ирана. Собственно, оно уже началось – сразу после известия из Брюсселя о санкциях. Но Европе не привыкать: в 2008 г. было и покруче. К тому же в условиях высоких цен на энергоносители откроются новые источники получения углеводородов – станет выгодной добыча нефти из нефтеносных песков в Канаде и США, повысится привлекательность разработки труднодоступных месторождений, а также сланцевого газа в США и самой Европе. Так что если нефть станет дороже, то ее будет больше.

Если же Ормузский пролив все-таки окажется закупоренным, дело примет для Европы более серьезных оборот. ЕС не досчитается уже до четверти объемов импортируемой нефти, и ни Саудовская Аравия, ни нефтеносные пески Канады не смогут быстро компенсировать эту недостачу. Однако европейцы надеются на лучшее: ведь военные корабли НАТО на то и пришли в Персидский залив, чтобы не допустить закупорки его "бутылочного горлышка".

И все же нельзя сбрасывать со счетов возможность развития событий именно по военному сценарию, сколь бы нелогичным и неправдоподобным он ни казался. Иран в последние годы активно наращивал военный потенциал. Многое, конечно, делалось напоказ, для острастки потенциальных агрессоров. Однако Тегеран имеет в своем распоряжении противокорабельные ракетные системы и большое количество малых военных судов (например, быстроходных катеров), способных атаковать вражеские корабли и танкеры. В прошлом году Иран провел показательные военные маневры у Ормузского пролива, в том числе испытательные запуски ракет. Теперь представился случай опробовать их в деле, отомстив за давние обиды. США, со своей стороны, могут сами спровоцировать начало военного конфликта, ведь им проще разделаться с Тегераном сейчас, пока у того еще нет "ядерной дубинки". А остановить иранскую ядерную программу мирными способами не получается – это факт.


Обсудить на Facebook

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей