|
Первым, кто установил наличие белков-антисептиков в человеческих слезах, был нобелевский лауреат Александр Флеминг, напоминает OCmetro. Еще в 1922 г. он обнаружил, что лизоцимы обладают антибактериальными свойствами. Однако, ни тогда, ни впоследствии никто так и не смог ответить на вопрос, каким образом лизоцимам удается уничтожать вредоносные бактерии.
Раскрыть секрет взялась группа ученых, проводивших свое исследование при поддержке Национального онкологического института и Национального научного фонда. Они экспериментально установили, что справиться с инфекцией лизоцимам помогают мощные челюсти. "Эти челюсти разгрызают стенки бактерий, которые пытаются попасть в глаза и заразить их", – утверждает один из руководителей проекта, молекулярный биолог и профессор химии Грегори Вайсс на страницах академического журнала Science.
Для того чтобы увидеть своими глазами процесс поедания вредных бактерий, ученым пришлось потратить несколько лет на создание одного из самых маленьких в мире транзисторов, схемы которого представляют собой микрофоны размером с молекулы. "Это все равно как слушать биение сердца стетоскопом, с той разницей, что мы прислушивались к поведению одной белковой молекулы", – пояснил соавтор исследования, адъюнкт-профессор физики и астрономии Филипп Коллинз.
Благодаря удивительным транзисторам лизоцимы смогли застать за едой и таким образом выяснить их роль в борьбе с белковыми заболеваниями. Но это не все: в обозримом будущем это открытие сулит прорыв в лечении онкологии. По мнению ученых, лизоцимы, обладающие способностью выявлять и уничтожать вредные бактерии, помогут медикам выслеживать одиночные молекулы, пораженные раком, на самых ранних стадиях.
"Это было бы очень здорово, поскольку мы все прекрасно знаем, что на начальных стадиях рак лечится более успешно, быстро и менее затратно", – объяснил Вайсс. И добавил, что, несмотря на все сложности, связанные с технической подготовкой, эта инновационная технология является весьма перспективной. "На это могут уйти десятилетия, но оно определенно того стоит", – сказал ученый, отец которого умер от рака легких.