|
Иранское руководство предпочитает вести себя агрессивно и блефовать, преувеличивая достижения в ядерной сфере. Это раздражает Запад и провоцирует его на эскалацию конфликта. В ответ Тегеран угрожает блокадой Ормузского пролива, через который проходит до 80% нефти, добываемой в государствах Персидского залива. Спрогнозировать все последствия подобного шага не берется никто, но и навскидку понятно, что это серьезно ударит по импортерам и государствам Залива.
В подтверждение серьезности намерений Тегеран предпринял меры, нацеленные на укрепление военной мощи именно в этом регионе. Еще осенью 2008 г. в портовом городе Джаске была открыта военно-морская база. На берегу Ормузского пролива созданы пункты базирования ракетных установок, а сам флот усилен за счет небольших, но быстрых и маневренных кораблей, имеющих на борту противокорабельные ракеты, торпеды и средства ПВО.
Во избежание предательства и подкупа высших офицеров – тут стоит вспомнить опыт Ирака и Ливии – командование ВМФ было передано Корпусу стражей исламской революции (КСИР), политической, военной и идеологической организации, на которую до конфликтов прошлого года опирался президент Ахмадинежад. Все эти меры имеют не только оборонное, но и политическое значение. Одновременно Тегеран как бы предупреждает своих потенциальных противников, что война, если она будет развязана, обернется большим кровопролитием и серьезными экономическими потерями.
В последнее время ситуацию заметно осложнил сирийский сюжет. Понимая, что поддержка Дамаска чревата полномасштабной войной, а сдача единственного союзника в регионе означала бы колоссальные репутационные потери, часть иранской элиты, в том числе религиозные лидеры, старается избежать лобового столкновения и даже предпринимает маневры, нацеленные на охлаждение пыла собственных радикалов.
Свою роль в нагнетании ситуации играют и государства Персидского залива, в первую очередь, Саудовская Аравия и Катар. Пять лет назад саудовское руководство призывало США напасть на Иран, а после начала "арабской весны" обвиняло Тегеран в организации беспорядков в Йемене и Бахрейне, подталкивало Турцию к вторжению в Сирию, втягивая Анкару в свое противостоянием с Ираном.
Катар был главным союзником США во время военной операции против Ирака, именно там располагался главный командный пункт антииранской коалиции. Активное участие Катара в событиях в Ливии показало, что этот эпизод не был случайным. Мотивы этих государств понятны: салафитские режимы хотят доминировать в регионе, а шиитский Иран, так же как ранее Ирак, этому мешает.
Эскалация игр вокруг Ирана возобновилась в ноябре прошлого года, когда после очередного конфликта между Тегераном и МАГАТЭ США Канада и Великобритания объявили о вводе новых санкций, ударивших по финансовому и энергетическому секторам иранской экономики. Поскольку эти страны практически не закупают иранскую нефть, решение можно назвать чисто политическим.
Неделю назад к санкциям против Тегерана присоединился Евросоюз, наложивший эмбарго на поставки иранской нефти. В тот же день СМИ сообщили о высадке 12-тысячного американского контингента в Ливии, в районе города Марса-эль-Брега, рядом с крупнейшим нефтяным терминалом. Еще через день Обама разрешил бурение на более чем 75% нефтяных и газовых месторождений на американском шельфе.
Общий смысл этих маневров понятен. Вашингтон дает понять, что цивилизованный мир обойдется без иранской нефти и его не запугать призраком союза между Ираном и Венесуэлой, которую недавно посетил Ахмадинежад. США прокормятся за счет верных союзников и собственных запасов, а Европа получит ливийскую нефть. Звучит обнадеживающе, но многие не поверили, тем более что в ответ на решение ЕС Иран пообещал, что поставки в Европу будут прекращены.
Жизнь, однако, богаче любых страшилок и прогнозов. Иранский парламент должен был принять соответствующее решение в минувшее воскресенье, но этого не произошло, и не только из-за процедурных сложностей, связанных с тем, что закон не вполне готов, как уверяют представители парламента. При желании за неделю закон можно и подготовить, и согласовать, но руководство и элиты Ирана расколоты, отсюда все сложности.
К тому же в тот день, когда парламент должен был состроить "козью морду" Европе, в Тегеран вернулись наблюдатели МАГАТЭ, открыв новый сезон переговоров по иранской ядерной программе. Понятно, что договоренность об их возобновлении была достигнута либо ранее, либо сразу после введения санкций Евросоюзом. Поэтому окончательное решение Тегерана в отношении Европы будет в значительной степени зависеть от того, насколько успешно пойдут переговоры с МАГАТЭ.
Все эти кульбиты свидетельствуют о том, что руководство Ирана пытается маневрировать, чередуя шантаж и сговорчивость, чтобы лучше подготовиться к войне, которая, по мнению многих наблюдателей, является неизбежной.. Но это не может продолжаться бесконечно.
Пару дней назад французская Le Monde процитировала слова "анонимного источника в кружении Саркози", заявившего, что вероятность удара по иранским ядерным объектам велика как никогда, и даже назвавшего время проведения операции: лето 2012 года. Этот прогноз хорошо согласуется с рассуждениями экспертов, полагающих, что операция против Ирана необходима Обаме для "исправления имиджа" накануне выборов и потому должна закончиться до начала ноября.
О том, что ситуация с каждым днем все больше напрягается, свидетельствует и обстановка в районе Персидского залива. Треть военного флота США уже собралась у берегов Ирана. Там уже находятся две авианосные ударные группы ВМС США, третья группа движется в сторону Персидского залива, уже принято решение о выдвижении четвертого авианосца и кораблей сопровождения. Помимо этого, на территории Кувейта дислоцирована 15-тысячная армейская группировка США, состоящая из вертолетоносца, десантной группы, располагающей небольшими судами-амфибиями, и экспедиционного батальона морской пехоты.
Все это – от обработки общественного мнения до реальной расстановки сил – очень похоже на ситуацию конца XVI в., когда маленькая, но набирающая силы Англия готовилась отразить атаку испанской Великой армады. Как и 430 лет назад, противостоять этой махине будет компактный флот, состоящий из небольших, но быстрых и маневренных кораблей.
При этом остается все меньше оснований полагать, что на этот раз ситуация повторится в виде фарса и ее удастся разрядить благодаря политическим маневрам или каким-то действиям Китая или России. С тем же успехом можно рассчитывать на вмешательство инопланетян.