ФОТО: ИТАР-ТАСС |
В данный момент арестованы четыре человека, которые имели непосредственное отношение к теракту. Организатором преступления стал Гасан Абдуллаев (больше известный под радиопозывным Абу-Ясир). Он подготовил лидера подрывников, его воспитанники создали несколько диверсионных групп. Абу-Ясир сейчас находится в розыске.
Следователи также рассказали, как, по их версии, было организовано преступление. Летом 2010 г. некий Ислам Хамжуев прошел подготовку у Абу-Ясира и получил задание взорвать в московском регионе крупный транспортный объект. Оказавшись в столице, новоиспеченный террорист снял квартиру и нашел подельников - московских чеченцев Мансура Эдильбиева и Мансура Умаева, а также уроженца Мордовии Фаиля Невлютова.
Целью атаки террорист выбрал скоростной поезд "Сапсан", поскольку на нем между двумя столицами передвигаются крупные бизнесмены и политики. Взрыв должен был прогреметь на перегоне Москва - Санкт-Петербург.
В конце лета прошлого года было определено место будущего теракта - перелесок Фирсановка у железнодорожной платформы, километрах в 20 от Москвы. По ночам там достаточно безлюдно, чтобы можно было безопасно заложить бомбу, а автодороги, пересекающие лесополосу, упрощали отход после минирования.
Бомбу террористы планировали сделать буквально из подручных материалов - в хозяйственном магазине купили аммиачную селитру, в продуктовом - сахарную пудру. Следователи подчеркивают, что заговорщики работали на Хамжуева безвозмездно: организатор убедил их в необходимости отомстить федералам за операции на Северном Кавказе.
Но в начале июля 2011 г., незадолго до запланированной атаки, Хамжуев обнаружил за собой слежку и попытался бежать из Москвы. Он был сразу задержан, остальных спецслужбы арестовали в течение ближайших трех дней.
Всех четверых обвиняют в подготовке теракта и незаконном хранении и изготовлении оружия и боеприпасов. По версии следствия, преступление готовилось в составе организованной группы, причем под группой подразумеваются не только сами арестованные, а весь "Имарат Кавказ". Против подрывников ФСБ не возбудило отдельное уголовное дело, квалифицировав происшедшее как эпизод базового уголовного дела против организации.