|
Наибольшими темпами увеличивается число жалоб на продукты питания. По словам председателя Общества защиты прав потребителей Михаила Аншакова, состав половины продуктов питания не соответствует тому, что написано на этикетке. "Долгое время в России было принято считать, что рынок сам все урегулирует. Не нравится тебе колбаса - не покупай ее, и производителю будет не выгодно ее производить. Однако на практике все оказалось не так: потребитель не может сам на вкус определить, плохая колбаса или хорошая", - рассказал Михаил Аншаков.
Например, недавно провели эксперимент - дали испытуемым на пробу десять кусочков разных колбас. Потом спросили, какая больше нравится. "В итоге все выбрали самую плохую колбасу, самую искусственную. У нее оказался самый мясной вкус, и самый вкусный запах. Таковы сегодня возможности химической промышленности. Это означает, что потребитель не может себя защитить, его должно защищать государство", - выразил мнение Михаил Аншаков.
По его мнению, наибольший ущерб государство нанесло потребителю в 2003 г., когда ГОСТы стали не обязательны, а рекомендованы. Вместо них планировалось ввести 400 технических регламентов, однако за прошедшие девять лет успели разработать всего 5% техрегламентов от необходимого количества.
"В результате любой производитель имеет право делать колбасу вообще без мяса, и при этом называть ее колбасой. Попробуйте сделать что-то похожее в Европе! Там даже сыр нельзя производить не в той провинции, которая упоминается в его названии", - рассказал Михаил Аншаков.
Впрочем, европейские стандарты России вряд ли подойдут. Тогда нам, к примеру, придется перенести все производство "Вологодского сливочного масла" в Вологодскую область. Зато советские ГОСТы, по мнению Аншакова, пришлись бы сегодня весьма кстати - их на момент развала СССР существовало порядка 75 тыс., над их разработкой десятилетия трудились несколько научных институтов. Сейчас старых ГОСТов нет, институтов нет, а вся нормативно-техническая база, по мнению Михаила Аншакова, была "разрушена совершенно напрасно".
Зато ГОСТы сохранили в Белоруссии, да и ответственность за нарушение техрегламента там существенно жестче. В итоге россияне ищут на полках белорусские продукты, российские же производители вынуждены сворачивать свое производство - так, потребление сгущенного молока за последние пять лет упало в три раза. Все из-за того, что российские производители вместо молочного жира использовали пальмовое масло. Не помогли даже классические советские бело-голубые баночки. Вот и получается, что из-за несовершенства системы защиты прав потребителей производители тоже терпят убытки.
Не прибавляет оптимизма экспертам и провозглашенный несколько лет назад в правительстве лозунг "Не надо кошмарить бизнес!". В результате плановая проверка проводится не чаще, чем раз в три года, а внеплановая - только по согласованию с прокуратурой, однако подобные разрешения прокуратура дает довольно редко.
"В Европе потребителю достаточно позвонить и сообщить куда следует, чтобы к производителю или в магазин пришли с проверкой. В России вас вместо этого отправят делать за свой счет независимую экспертизу, однако ни одна лаборатория на экспертизу продукт питания у вас не возьмет из-за того, что он вскрыт", - сообщила юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова.
Определить, что продукт просрочен, не вскрывая упаковку, достаточно проблематично. Эксперты привели такой пример - в России производители красной икры очень любят закатывать ее в банки, когда она уже протухла. А чтобы икра не вызывала подозрений, ее обрабатывают специальной химией, отбивающей запах. В итоге потребитель такой икры в лучшем случае отделается потерей денег, в худшем - проведет пару недель на больничной койке, рассказала Свиридова. И доказать в суде ничего не удастся.
Вот и получается, что в канун 20-летия закона не радоваться надо, а плакать. Впрочем, заметили эксперты, в последнее время правительство начало "делать какие-то потужки". К чему они приведут, посмотрим через 20 лет.