ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Говоря о сроках принятия на вооружение морской баллистической ракеты "Булава" и ее носителя - атомной субмарины "Юрий Долгорукий", - адмирал указал, что этот вопрос решен президентом и упирается теперь лишь в стыковку технических моментов. "Есть обязательство производителей - доработать вопросы береговой части комплекса, есть вопросы корабельной составляющей, которая не является ракетной. Это связано с отработкой других корабельных систем", - уточнил он. И добавил, что, когда эти вопросы разрешатся, нормативный документ, подтверждающий принятие ракетного комплекса, незамедлительно будет подписан.
"Мы надеемся, что в этом году весь комплекс "ракета плюс лодка" будет принят на вооружение ВМФ, - сказал Владимир Высоцкий. - Сама ракета, сам комплекс показал неплохие эксплуатационные свойства, и, в принципе, ничто нам не мешает принять его на вооружение".
Главком ВМФ слегка приподнял завесу секретности над новейшими российскими разработками в сфере вооружений. Так, в отношении испытаний морской баллистической ракеты "Лайнер", по поводу которых было много спекуляций в прессе, он сказал, что данная ракета - просто очередной этап модернизации "Синевы". "Ее на вооружение принимать не надо, это существующая ракета, которая проходит модернизацию в части боевого оснащения. Энергетические возможности "Синевы" достаточно высокие. А если точнее - самые высокие в мире среди баллистических ракет для Морских стратегических ядерных сил", - пояснил адмирал.
Другая тема, неоднократно поднимавшаяся в СМИ, - будущее дизель-электрических подводных лодок, в том числе субмарин проекта 677 "Лада". На этот счет главнокомандующий выразился достаточно резко. "Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны, - сказал он. - Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же. В существующем виде "Лада" Военно-морскому флоту России не нужна".
Подлодка, как выяснилось, оказалась нужна для других целей, а именно - для отладки двигателей нового поколения. По словам Высоцкого, в настоящее время перед ВМФ стоит ключевая задача - создание неатомных подлодок с оригинальной воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой. И если этот двигатель удастся отладить на "Ладе", то данное поколение лодок приобретет новые функции и возможности.
"Первые положительные результаты уже есть, - обнадежил адмирал, говоря о ходе разработок. - Мы даже сами не ожидали таких высоких темпов. Мы увидели уже действующий макет. Причем действующий настолько, что практически выполняет все без исключения функции, кроме вращательного момента на винт".
Еще одна тема, которой главнокомандующий ВМФ России коснулся в интервью агентству "РИА Новости", - это строительство новых авианосцев. Владимир Высоцкий сообщил, что облик нового авианосного комплекса будет определен в течение ближайших двух лет - до 2014 года. "Реализация, то есть непосредственно строительство корабля, начнется раньше 2020 года, а завершение - сразу после 2020 года, - добавил он. - Концептуально же, я сомневаюсь, что завершим работу в этом году. Потому что нужно понять, что мы вообще хотим".
По словам адмирала, сегодня господство на море обеспечивается господством в воздухе и космосе, так что новый комплекс должен будет отвечать современным вызовам. А потому главная нагрузка в этой разработке будет на авиационно-космической составляющей.
"Поясню: авианосец сейчас, хотим мы того или нет, - это воздух (авиация) или, в лучшем случае, нижняя космическая орбитальная группировка (ВКО), - пояснил Высоцкий. - Но мы хотим пойти дальше: есть еще космос, есть подводная часть, есть надводная часть с неуправляемыми и управляемыми аппаратами... Иными словами - хотим сделать комбинированный носитель, позволяющий решать целый круг задач практически во всех средах".