Генерал МВД выпал из обоймы

Читать в полной версии →
Предполагаемые попытки московского начальства окончательно "закопать" Суходольского кажутся нелогичными: по негласным корпоративным правилам, заступившего на должность чиновника не трогают как минимум год после назначения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Выдворение с должности начальника ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Михаила Суходольского, проработавшего в городе чуть более полугода, сопровождалось беспрецедентным скандалом: об отставке президент объявил лично и прямо на коллегии МВД (Суходольский туда не приехал, сказавшись больным), а из служебного кабинета генерала выпроваживали со спецназом.

Официальная причина отставки – результаты проверки комиссии центрального аппарата МВД, которая работает сейчас в Санкт-Петербурге в связи с гибелью в январе этого года 15-летнего Никиты Леонтьева. Версия не выдерживает не то что критики – даже пристального изучения: проверка закончится только 27 февраля, поэтому о каких-то результатах говорить пока сложно. По неофициальным данным, Суходольский пал в неравном бою: ему пришлось сражаться сразу на два фронта – с московским начальством и питерскими подчиненными.

На пост начальника ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Суходольский был назначен летом прошлого года: его предшественник Владислав Пиотровский не прошел переаттестацию, проводившуюся в рамках реформы МВД. Назначение в Санкт-Петербург бывшего замминистра (в этой должности Суходольский курировал общественную безопасность) было расценено как понижение для него, ставшее следствием внутриведомственной борьбы: с 2008 г. Суходольский считался одним из основных претендентов на пост министра внутренних дел.

По любопытному совпадению тогда поста лишился не только Суходольский, но и еще один замминистра – Евгений Школов, также активно обсуждавшийся среди возможных преемников Нургалиева. По слухам, кресло под действующим главой ведомства Рашидом Нургалиевым по-прежнему шатается. А Суходольский, если он сможет достойно проявить себя во время избирательной кампании, вполне способен вернуться в Москву на повышение. Его покровителем в Кремле называют экс-главу администрации президента Александра Волошина. Также считается, что у Суходольского сложились хорошие отношения с руководством ФСБ.

Возглавив питерскую милицию, Суходольский заявил о максимальной открытости ведомства и уходе от "палочной" системы. Но не смог найти общий язык со своими новыми подчиненными: очень быстро между генералом и членами старой команды возникло противостояние. "Фронда" сгруппировалась вокруг его заместителя генерала Сергея Умнова, которого в качестве своего преемника лоббировал Пиотровский (и который сейчас назначен и.о. начальника ГУ МВД). Скорее всего, Суходольскому удалось бы преодолеть сопротивление среды, но тут в игру вступило его столичное начальство: 4 февраля Нургалиев отправил в Питер с инспекцией 60 офицеров МВД. Формально проверка была инициирована в связи с неадекватностью мер, принятых после смерти Никиты Леонтьева. Но задача перед инспекторами ставилась гораздо шире: проверить всех сотрудников всех подразделений по всем направлениям работы.

Окончательно похоронило карьеру Суходольского, по мнению наблюдателей, его собственное заявление о том, что проверка МВД является дестабилизирующим фактором в работе питерской полиции и ставит под угрозу нормальное проведение выборов в регионе. Это было воспринято как прямой вызов начальству. Именно с этим заявлением связывают прозвучавшую на коллегии реплику Медведева о том, что "В МВД и в рядах полиции неуместны истерика и личный пиар".

На самом деле "наезд" Суходольского на начальство выглядит необычно: до сих пор он подобных резкостей себе не позволял, его выступления в течение многих лет могут служить образцом политкорректности. Такое впечатление, что заявление было рассчитано на конкретного адресата во властных структурах. Но либо не было услышано, либо не получило ответа, на который генерал рассчитывал.

Ведь и предполагаемые попытки московского начальства окончательно "закопать" Суходольского кажутся нелогичными: по негласным корпоративным правилам, заступившего на должность чиновника не трогают как минимум год после назначения. Он должен осмотреться, расставить свои людей, войти в курс дела. В данном случае это правило было нарушено, причем грубо: трудно припомнить еще случаи, когда из-за забитого милицией насмерть человека где-либо высаживали сразу 60 инспекторов МВД.

Возможно, объяснение этим странностям появится после того, как на должность начальника питерского ГУ МВД будет назначен новый руководитель. Не стоит забывать, что близится рокировка между хозяевами Белого дома и Кремля, а такие пересадки обычно сопровождаются необходимостью "пристроить" на хорошие места большое количество царедворцев.

Ирина ВОЙЦЕХ |
Выбор читателей