ФОТО: AP |
По словам эксперта, возникшие трудности не расшатывают еврозону, а наоборот, позволяют решить проблемы, которые были незаметны в более благоприятных условиях. Сейчас они проявились, и европейские власти постепенно с этим разбираются, хотя иной раз и запоздало. Так, они слишком рьяно взялись за сокращение бюджетных дефицитов, запамятовав, что экономика должна развиваться, а слишком сильный крен в сторону снижения затрат влечет за собой соответствующее снижение спроса и еще больше затрудняет выход из тяжелой ситуации. Между тем всего два-три года экономического роста помогут решить все нынешние проблемы. Поэтому сейчас в Европе активно ищут баланс, внедряя, с одной стороны, более строгую финансовую политику, а с другой – меры стимулирования экономического роста.
Эта оптимистичная версия прозвучала в ходе пресс-конференции, которая вообще-то была посвящена не европейским проблемам как таковым, а тем рискам, которые эти и другие проблемы мировой экономики сулят странам БРИКС. И, как выяснилось, особых поводов для тревог экономисты пока не видят. Безусловно, трудности, испытываемые сегодня развитыми экономиками, могут оказать определенное негативное влияние на развивающиеся рынки. Во-первых, они в значительной степени зависят от экспорта, объем которого закономерно будет уменьшаться вместе с замедлением темпов роста в государствах-импортерах. И если одни страны в этой ситуации смогут компенсировать выпадающие доходы путем стимулирования внутреннего спроса, то другие столкнутся с бюджетным дефицитом.
Еще одна серьезная угроза – сокращение иностранных инвестиций и сложности с заимствованиями на внешних рынках. Зависимость стран БРИКС от западного капитала тоже достаточно ощутима. По итогам 2011 г. развивающиеся страны впервые по прямым инвестициями не только сравнялись с развитыми, но и оказались в более выгодном положении, отмечает директор Центра азиатских исследований Экономического факультета МГУ, профессор Евгений Авдокушин. Соответственно, пересыхание этого финансового ручейка высушит и темпы экономического роста.
Наконец, нестабильность доллара и евро может вызвать некоторые потрясения в развивающихся экономиках, поскольку золотовалютные резервы большинства стран БРИКС хранятся именно в этих валютах. Но вряд ли что-то подобное случится в текущем году: "нет никаких предпосылок", успокаивает эксперт. А небольшая порция "кризисной заразы" с Запада лишь поможет взбодриться и мобилизовать внутренние ресурсы.
Правда, Россия с точки зрения устойчивости к кризисам находится в менее выгодном положении, чем ее коллеги по БРИКС. Отчасти в силу текущих обстоятельств – политические противоречия, предстоящие выборы, подготовка к Олимпиаде. Но в основном, конечно, из-за своего сырьевого проклятия, по причине которого страна наиболее подвержена влиянию внешних изменений. Впрочем, и здесь пока особо мрачных туч на горизонте не просматривается. С учетом эмбарго Ирану потребление российских энергоресурсов ЕС в этом году вряд ли сократит. Да и цены на фоне ближневосточных конфликтов останутся примерно на текущем уровне независимо от развития ситуации в Европе.