Профилакторий для смертников

Читать в полной версии →
Предлагая вернуться к системе лечебно-трудовых профилакториев для алкоголиков, господин Онищенко от имени государства фактически расписывается в полнейшей профессиональной беспомощности


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Очередное экзотическое предложение поступило от главного санитарного врача Геннадия Онищенко. Он предложил вернуться к системе лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП) для алкоголиков. Дескать, в последние годы стало понятно, что человек пьющий представляет угрозу для общества, за себя не отвечает, и его стоит изолировать. Идея подобных заведений родилась в СССР в 1964 г. и просуществовала ровно 30 лет, пока указом президента Ельцина они не были отменены. В настоящее время подобные учреждения существуют только в Беларуси и Туркмении.

В последнее десятилетие статистика употребления алкоголя в России не просто пугающая или удручающая. Она катастрофична. По данным Роспотребнадзора, более трети юношей и пятая часть девушек начиная с 13 лет ежедневно злоупотребляют спиртным. Душевое потребление алкоголя вдвое превышает установленную ВОЗ границу, с которой начинается угроза национальной безопасности, и составляет 15 литров чистого спирта в год. По самым скромным подсчетам, ежегодно полмиллиона человек умирает от алкоголизма (четверть всех смертей), а всего в стране от трех до десяти миллионов хронических алкоголиков.

Надо срочно спасать Россию от пьяной погибели, это признают на самом верху. Но вот предлагаемые меры отбрасывают нас во времена брежневского застоя. Я полжизни прожил при социализме и могу смело утверждать, что не видел ни одного вылечившегося благодаря ЛТП алкаша.

Так случилось, что людей, столкнувшихся с этими учреждениями, я знал лично, они были среди моих близких. При большевиках "язвы", доставшиеся от "проклятого прошлого" решено было стереть с тела "прогрессивного человечества", и людей, страдающих различными отклонениями от коммунистических идеалов, убирали с глаз долой. Это касалось инвалидов, представителей секс- и прочих меньшинств, сумасшедших, фанатично верующих, диссидентов и проч.

Хронических алкоголиков, склонных к асоциальному поведению, было, естественно, больше всех. Им придумали особый, мягкий вид изоляции. Сажали не в обычную тюрьму, хоть и за решетку, и "лечили" трудотерапией в течение одного-трех лет. В основном, заставляли мести улицы или клеить конверты. Потом их выпускали, спустя очень короткое время заново сажали, и это могло продолжаться бесконечно. Пили алкаши в этих ЛТП всякую бормотуху и денатурат, бегали постоянно на волю и в общем чувствовали себя неплохо. Потому и решено было эти бесполезные заведения благополучно прикрыть.

Между тем факт остается фактом: алкоголизм – это тяжелое психическое заболевание и никакими формами принудительной изоляции в принципе не лечится. Я не стану вдаваться в медицинские аспекты проблемы, желающие могут найти массу литературы самостоятельно, но предложение главного санитарного врача к лечению этой болезни отношения не имеет. Перед нами чисто популистское заявление, отсылающее ко временам советской карательной психиатрии. Г-н Онищенко от имени государства фактически расписывается в полнейшей профессиональной беспомощности. Особенно издевательскими выглядят его ссылки на чеченский опыт, где спиртное продается всего два часа в день, да и вообще довольно мало пьющих. Чиновник мог бы сослаться на Иран или Саудовскую Аравию, где употребление алкоголя предполагает уголовную ответственность. Подобным образом бороться с людскими пороками удается либо при тоталитарном строе, либо в религиозно однородном обществе, где наркосодержащие вещества табуированы.

С другой стороны, ввести полный запрет на алкоголь в России не представляется возможным, по самым разным соображениям. Главное из которых – это экономически не выгодно. "Сухой закон" не только разоряет казну, но и провоцирует гигантский всплеск криминала и, как следствие, еще более ухудшает печальную статистику, дополняя ее огромным числом смертей от отравления суррогатами, не говоря уже о всплеске коррупции, возрождении алкогольной мафии и т.п.

Чем же могут помочь в этой ситуации ЛТП? Кто-то утверждает, что временная изоляция алкоголика от семьи дает передышку его родным, дескать, в следующий раз бояться будет. Это глупость. Если пьющий гражданин совершает противоправное деяние, что мы наблюдаем сплошь и рядом, решать его участь в компетенции правоохранительных органов, а не врачей. Другое дело, что психически больному преступнику, в том числе и страдающему от последствий хронического алкоголизма, могут в результате судебно-медицинского освидетельствования назначить принудительное лечение в соответствующих учреждениях пенитенциарной системы. Но при чем тут, извините, какой-то "профилакторий"?!

Все дело в том, что алкоголизм, как и наркомания, как и многие прочие болезни, затрагивающие волевую сферу человека, могут быть побеждены в той или иной мере только при желании и активном содействии самого больного. Скажу еще жестче: вылечить алкоголизм и наркозависимость невозможно; максимум, на выходе можно получить человека, не употребляющего последние 5, 10, 40 лет, в лучшем случае – до самой смерти...

Оставив в стороне теоретическую часть, в который раз обращусь к единственной, на мой взгляд, реальной возможности изменить удручающую статистику. Во-первых, это ценовая политика. Цены на водку необходимо поднять в 5-10 раз. Второе: государство обязано прекратить продавать алкоголь подросткам и строго за этим следить. Как за наркотиками. Пьешь пиво на улице – солидный штраф. Продал несовершеннолетнему бутылку – твое заведение закрывается. И тому подобное – все эти меры известны и широко в мире применяются. Третье: необходимо начисто вывести из оборота суррогатные напитки, все эти коктейли в банках, типа пресловутой "Яги", которые так любят старшеклассники.

И уже после этого бросить усилия государства не на строительство очередных тюрем для алкашей, а создать сеть бесплатных психотерапевтических центров, работающих по принципу "Анонимных алкоголиков". Последнее, конечно, утопия в нашей пьющей державе, но уж по крайней мере лучше мечтать о чем-то реальном, чем пользоваться арсеналом тоталитарного мышления, к тому же потерпевшим на этой ниве полное фиаско.

А писать на бутылках крупными буквами "водка убивает", как предлагает главный санитарный врач, – все равно что предлагать лишний раз выпить.

Игорь ИГРИЦКИЙ |
Выбор читателей