"Если что-то шевелится, оно еще живо"

Читать в полной версии →
Девушки в кимоно, белокрылые ангелы и даже "нормальные люди профессорского вида" - кого только не встретишь среди митингующих за честные выборы теплым февральским воскресным днем


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Случайному прохожему, вышедшему из метро "Баррикадная", было бы сложно догадаться, что неподалеку проходит многотысячная акция протеста: никакого столпотворения активистов с лозунгами, никакого полицейского кордона. Только дети, идущие от Садового кольца, играют с белыми ленточками. Небольшая группа людей собралась вокруг одного мужчины, из рук в руки передают деньги. "На митинг что ли приглашают?" - насторожилась проходящая мимо женщина. Подхожу поближе, слушаю. Оказалось туристы собираются на экскурсию по элитным районам Москвы.

Чем ближе к Садовому кольцу, тем больше встречается людей с белыми лентами. Вдоль трассы выстроилась плотная цепочка протестующих, они машут руками, кричат – приветствуют участников "белого" автопробега. Те высовываются из окон машин, машут руками, гудят. Гул клаксонов не стихнет еще два часа – к автопробегу присоединяются просто водители, приветствующие участников "Белого круга".

В толпе возле "Баррикадной" стоит лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова в русском сарафане. "Это такой старый обычай – встречаем весну, провожаем все плохое", - объясняет она. Тут в толпу врезается перевозбужденный мужчина – он кричит, размахивает руками. Провокатора игнорируют.

Вдоль "белой" цепочки выстроилась серая – это сотрудники ОМОНа стоят на обочине по одному через каждые 5-10 метров. Протестующие где-то собираются группами, где-то растягиваются шеренгой по одному, держа связанные вместе белые ленточки, надутые презервативы, белые цветы. "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке", - гласит плакат одного из участников акции. Устно он добавляет к этому стиху еще две строчки: "Удаву позволять нельзя нащупать щель у нас в цепочке".

"Мы хотим, чтобы нас уважали", "мы не хотим больше лжи" - так объясняют свое участие в акции большинство людей. "Я хочу, чтобы правда победила", - добавляет школьница Аня, которая сегодня впервые на акции протеста. "На митинги мне мама запрещает ходить, а это не митинг, поэтому я пришла", - поясняет девушка. По ее словам, в "Большом белом круге" принять участие особенно важно – на обычной акции не будет заметно, если придет на 10-20 человек меньше, а здесь, возможно, именно из-за их отсутствия цепочка разорвется. Она рассказывает, что ехала на троллейбусе и пассажиры приветствовали протестующих: "Бабушки, мужчины и женщины улыбаются, машут нам руками – это был просто восторг!".

"Мы не принимаем правила игры, которые нам навязывают, - заявляет мужчина лет тридцати. - Нас достала власть сильных. Нам нужен президент, которого выбрал народ". По его словам, за последние 12 лет детских садов стало только меньше, многие заводы остановились, медицинское обслуживание стало хуже, зато выделяются деньги на строительство 200 новых храмов. Все это время Путин "прикалывался, набирал деньги". Теперь же остается надежда только на то, что придет кто-то новый и "наведет шороху в этом болоте" или хотя бы "видимость сделает". Этот человек, по мнению участника акции, войдет в историю как спаситель. Если же ничего не изменится, многим придется уехать из России, уверен он, в такой стране не хочется растить детей.

Хотя организаторы предлагали выходить на акцию без лозунгов, в цепочке то и дело встречаются призывы, написанные на небольших листах и прикрепленные к одежде: "Пора менять лысую резину", "За 12 лет ничего путного. Уступи дорогу", "Мы мирные люди, и у нас нет бронепоезда на запасном пути", "Путин – вор", "Честные выборы – оранжевая чума?", "Ау, страна, просыпайся, вставай!". "Акция, и попсовая,- говорит юрист лет двадцати пяти. - Многие молодые люди пришли на Садовое просто потусить". Но, с другой стороны, по его мнению, проявлять активность просто необходимо. "Правящие элиты, - говорит молодой человек, извинившись за "большевистский штамп", - строят свою политику исходя из общественных настроений". Именно поэтому, по его мнению, чем больше будет протестов, тем больше шансов, что на них обратят внимание: "Если что-то шевелится, значит, оно еще живо; значит, организм дышит".

Его приятно удивило, что в протестах участвуют "совершенно нормальные люди", в том числе – сорокалетние мужчины профессорского вида, которые вообще "очень редко куда-то вылезают". Действительно, в цепочке можно встретить людей всех возрастов, одетых совсем просто или же, наоборот, закутанных в белые шубы и дорогие пальто. У трассы стоит пожилой человек в потрепанной дутой куртке; в одной руке он держит поводок дворняги, в другой – палку с белым флагом, сделанным из полиэтиленовой сумки челнока. На реплику про "революцию норковых шуб" мужчина только усмехнулся – он вышел на Садовое, потому что на пенсию "невозможно прожить", а у его внуков нет никаких перспектив.

Между тем по тротуару движется разношерстная толпа: люди с белыми ленточками, которым скучно стоять на одном месте, идут вдоль Садового, иногда выкрикивая лозунги. Среди них девушки в кимоно, молодые люди с бадминтонными ракетками и даже ангелы с белыми крыльями. Еще одна группа не столь позитивна: ее возглавляет "призрак честных выборов" в белой накидке, за ним следуют трое людей в белых спецкомбинизонах. На груди у них написаны буквы "В", "Ж", "О", а на спине "П", "У", "Й". Замыкает процессию смерть с косой и табличкой "иду за жуликами и ворами". Здесь же по слякоти колесят обвешанные белыми ленточками велосипедисты.

Наконец, на пути встретилась небольшая группа молодых людей, стоящих обособленно от основной цепочки. На их шеях висят одинаковые плакаты, изображающие клаппер - режиссерскую "хлопушку" для отщелкивания дублей - с надписью "Неделя до победы Путина". Они поясняют: "Мы пришли показать, что Путин победит в любом случае". Активисты "белой ленты" не раз заявляли, что победу на выборах одержит именно премьер-министр, поскольку голосование заранее срежиссировано. Поэтому такой антураж вполне подошел бы и протестующим. Но оказалось, что это, наоборот, пропутинские активисты.

Парень из Курска заявляет, что "Путин поднял Россию с колен", говорит, что его младшего брата удалось обеспечить благодаря материнскому капиталу. Его возмущает, что участники "Белого круга" "ни за кого, а только против". Одна из девушек объяснила, что они собрались для того, чтобы показать, что сторонники у Путина есть, и их больше, чем протестующих. "Я не знаю, что будет, если победит кто-то другой. А сейчас у меня есть стабильность, есть телефон, есть компьютер. Я не хочу ничего менять", - объясняет студентка московского вуза, приехавшая из Твери. К тому же, по ее словам, другие кандидаты "поддерживают Америку", а ей это не нравится.

Но вот эта небольшая группа организованно двинулась дальше по Садовому. Где-то на пути к "Парку культуры" участники "Белого круга" отбирают у них несколько плакатов, ломают и с криками "Путин-вор" бросают на тротуар, чтобы прохожие втоптали их в грязь. "Эти плакаты сделаны на наши деньги, на бюджетные", - кричит кто-то из толпы. "Ничего, ради такого дела разоримся", - парирует другой, ломая пластиковые агитки. "Да они и не сопротивлялись!", - рассказывают участники "Белого круга" на вопрос о произошедшем столкновении. "Наши оппоненты агрессивны", - сетуют, в свою очередь, пропутинские активисты.

Но оказалось это только начало. На "Парке культуры", возле офиса РИА "Новости", собрались сотни сторонников премьер-министра. "Кто за Путина?" - выкрикивали организаторы, "Я за Путина!", - отвечали собравшиеся вокруг них группки. Были слышны крики "Только Путин, только победа!", "Кто? Путин. Где? В России". Кроме уже знакомых "хлопушек", активисты вешали на себя большие красные сердца с надписью "Путин любит всех". Несколько таких сердечек, только перевернутых белой стороной и заклеенных антипутинскими лозунгами, были у активистов "Белого круга". Видимо, тоже трофеи.

Вдоль Садового стоят уже пропутинские и антипутинские вперемежку, между ними то и дело вспыхивают споры. Сторонников премьера выделяет организованность - каждой группой руководит один куратор, лозунги, кричалки и пластиковые плакаты одни и те же, а по возрасту все они на вид студенты младших курсов. К трем часам, когда акция должна была официально завершиться, на Крымском мосту все еще остаются активисты. Автомобили то и дело гудят, движущиеся к метро люди в ответ машут руками. В толпе слышны обрывки разговоров, в которых то и дело проскальзывают слова: "власть", "выборы", "протест". На опоре моста - одинокое чучело с бумажным телевизором вместо головы, на нем плакаты "Ненавижу зомбоящик", "Революция. Время перемен"…

Выбор читателей