ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Итоговая версия кодекса обсуждалась с экспертами ФАС: проанализировав документ, они пришли к выводу, что он не противоречит действующему законодательству. Более того, дополняет. В частности, уточняются требования к содержанию маркетинговых коммуникаций. Отмечается, что они не должны содержать информацию, которая прямо или косвенно, путем двусмысленности или преувеличения, может ввести потребителя в заблуждение. Также вводятся дополнительные требования к использованию научных, технических и иных данных в терминологии. В документе особо отмечается, что характеристики, по которым сравниваются товары, должны отбираться добросовестно и быть сопоставимы.
"Это первый документ, который устанавливает более жесткие требования, чем Закон о рекламе", – подчеркнул заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, представлявший антимонопольное ведомство на церемонии подписания документа. Соблюдение норм кодекса поможет снизить количество претензий к участникам рынка со стороны ФАС, добавил он.
"Отрасль созрела для того, чтобы принимать на себя функции саморегулирования, и в меньшей степени пользоваться услугами государства", – уверен генеральный директор "Газпром Медиа", экс-президент АКАР Сергей Пискарев.
"Yтро": Сергей Львович, а как отрасль чувствует себя сегодня, в условиях, когда весь мир живет в предчувствии новой волны экономического кризиса? Ведь во время первой волны реклама пострадала одной из первых.
Сергей Пискарев: Сейчас все нормально, мы наблюдаем рост по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Конечно, ситуация достаточно сложная, неопределенная, и в мировой экономике, и в российской в частности. Но, я думаю, она потихоньку будет проясняться. А если ситуация неопределенности окажется постоянной, мы к этому привыкнем и будем жить соответственно. У нас нет никаких катастрофических ожиданий. В целом, ничего особенно нового в отрасли не происходит. Те тенденции, которые сформировались в определенный момент времени, они так и продолжают свое движение.
"Y": Однако требования к рекламе постоянно ужесточаются, в частности, в отношении алкоголя.
С.П.: Эти тенденции наметились давно, они продолжают свое развитие. Но я думаю, ужесточение требований к рекламе – не самый острый вопрос сегодня на повестке дня. До недавних пор основное внимание общественности было приковано к выборам президента. И сейчас у власти много других приоритетов, которыми следует заниматься, особенно в области политической реформы и тому подобных вещей. Вообще, мы не собираемся быть в роли какой-то жертвы. Если законодатели захотят вводить какие-то новые регулирования в области рекламной деятельности, мы надеемся на нормальный диалог по этой теме. Потому что я считаю, что вводить какое-то дополнительное регулирование без учета мнений основных участников этой отрасли – это бред. Можно понаделать ошибок, глупостей, которые потом будет очень сложно переделывать, что мы неоднократно уже видели.
"Y": А само по себе создание саморегулирующей организации не является ли отчасти попыткой противодействовать инициативам государства?
С.П.: Это не попытка противодействовать. В принципе, мы как общество для того и содержим государство, чтобы оно помогало нам жить. И какие-то функции мы делегируем государству, а какие-то – нет. До сегодняшнего дня мы делегировали государству функции регулирования нас. Подписав кодекс, мы забираем эти функции себе. Поэтому нам дополнительное регулирование в виде законодательных инициатив и тому подобного сейчас уже не нужно. Регулирование – это не преступление и наказание, а создание атмосферы, в которой всем хорошо живется.
"Y": Это в теории, на практике обычно все сводится только к наказаниям, то есть новым ограничениям.
С.П.: Это и в теории и на практике так, если люди, которые не являются компетентными, не вмешиваются в процесс.