|
"Yтро": Иван, ты с 2004 года преподаешь в организованной несколькими ведущими аниматорами страны Школе анимационной режиссуры ("Шар"). До сего времени обучение студентов в вашем заведении было бесплатным. Сейчас оно стоит 360 тысяч рублей за два года. С чем это связано?
Иван Максимов: Потому что не на что было продолжать учебный процесс. Раньше у нас было больше производства фильмов. С него мы брали проценты на зарплату преподавателям, аренду и накладные всякие расходы. В связи с финансовым кризисом это все быстро рассосалось. И у нас вообще не было денег, даже чтобы платить за аренду помещения на "Союзмультфильме". Раньше были государственные деньги. Но так говорить нельзя, потому что это незаконно – они деньги дают на кино, а не на содержание студии.
"Y": А государство не понимает, что если не будет студии, не будет и производства?
И.М.: Государству по фигу вообще все. Поэтому об этом говорить не стоит. Как-то выживали. Получается, что из своих карманных денег...
"Y": То есть сейчас финансирование производства полностью прекратилось?
И.М.: Сейчас таким способом уже не получается выкраивать деньги. Поэтому мы перевели обучение на платную основу. И нашлись люди, которые готовы платить. И набрали поэтому в два раза больше студентов, чем требуется. Нужно примерно человек семь, ну так, статистически. Все равно из этих четырнадцати семеро явно выделяются. Это так же, как и на Высших режиссерских курсах: очень трудно отказать в приеме людям, которые приходят с большими деньгами.
"Y": А на ваши курсы должны приходить люди с художественным образованием?
И.М.: Да, желательно чтоб у них был какой-то художественный опыт, может быть не профессиональный, но достаточный для того, чтобы они могли придумать что-то красивое. Например, кинокритик или журналист может придумать хорошее кино, но оно у него будет в голове. Ему очень трудно будет как-то это все продвинуть. Придется искать какого-то художника, чтоб он все это выразил. Это все усложняет.
"Y": Если человек хочет стать режиссером-аниматором, ему кроме ВГИКа и вашей школы есть где учиться в России?
И.М.: Есть Санкт-Петербургский университет кино и телевидения. Ведь "Шар" и моя школа в Питере – это тоже второе высшее образование. То есть у меня это вообще не высшее, оно так, домашнее. Есть еще аналогичные "Шару" школы в Екатеринбурге, при их киностудии.
"Y": А как называется твоя питерская школа, что это вообще такое?
И.М.: Это моя частная инициатива, условно называемая "Питер-Мульт-Арт". Просто я люблю этот город, и мне хотелось там что-то устроить. Ученики оплачивают съемную квартиру, и я там бесплатно преподаю.
"Y": Кто вообще сейчас идет в режиссеры?
И.М.: Девочки больше, конечно. Я для себя это объясняю тем, что мальчикам приходится заниматься бизнесом, зарабатывать, искать какие-то карьерные ходы. А девочки – либо они уже замужние, либо как-то менее озабочены карьерой и могут себе позволить заняться искусством.
"Y": А вам хватает тех денег, которые платят студенты?
И.М.: Да нам нужно, чтобы наши гениальные студенты получили возможность сделать хотя бы диплом. Для этого нужна поддержка дебютов. У нас была раньше договоренность с Минкультом о том, что они поддерживают дебюты не из той же кассы, что и все остальное кино. А сейчас – не знаю как.
"Y": Как думаешь, у современного российского кинематографа в области анимации есть перспективы?
И.М.: Поскольку меценатов у нас нет совершенно, все зависит от того, сколько государственных денег будет потрачено на авторскую анимацию. Полнометражная коммерческая и сериальная мультипликация – это не искусство. Может быть, к культуре это косвенно имеет отношение, но в принципе это кинобизнес. И даже если там хорошо все началось, как со "Смешариками", как только оттуда уйдет несколько творцов, все может скатиться к ужасной пошлости. Все равно все упирается в талантливых людей. В авторском кино стразу известно: дали деньги Дмитрию Геллеру – предсказуемо, что ниже какого-то уровня он кино не снимет. Это будет как минимум хорошо. То же самое с Константином Бронзитом и некоторыми другими художниками. А что касается полнометражных мультфильмов и телесериалов, то прежде всего это бизнес. И те, кто их делает, думают о том, чтоб отбить деньги да еще что-то заработать. А не об искусстве и о культуре. Это факт, который нужно иметь в виду.
"Y": Ты считаешь, что государство обязано поддерживать искусство?
И.М.: Министерство культуры потому так и называется, что оно должно поддерживать культуру, а не бизнес. Это же не министерство кинобизнеса. Или вообще бизнеса.
"Y": В Америке же нет такой политики?
И.М.: А там нет и авторской анимации. Авторская анимация, которая идет из США, это либо люди, которые снимают на собственные деньги, либо студенты. Причем большинство последних не американцы, они приезжают туда учиться.
"Y": Но голливудская анимация завоевала сердца масс...
И.М.: Сердца завоевывает не только искусство. Это называется кинопродукция.
"Y": Может быть, нам и не нужно некоммерческое искусство?
И.М.: Если не поддерживать авторское фестивальное кино, то может испортиться и уровень коммерческого. Это же не я придумал. Нужна поддержка определенного уровня. Всякие Канны и т.п. – для чего созданы? Для того, чтобы планку обозначать.