В "воздушном сражении" Европе выгоднее проиграть

Читать в полной версии →
Пытаясь нажиться на сомнительных постулатах об изменении климата из-за выбросов двуокиси углерода, Брюссель рискует оказать медвежью услугу измученной невзгодами европейской экономике


Фото с сайта tcgraf.de



Введение Евросоюзом "углеродного сбора" с авиакомпаний спровоцировало начало настоящей "воздушной войны". Силы неравны: против ЕС – коалиция, объединяющая практически весь мир, и она развернула широкомасштабное наступление. Шесть крупных авиаперевозчиков ( British Airways, Virgin Atlantic, Lufthansa, Air France, Air Berlin и Iberia), а также ведущий европейский производитель пассажирских самолетов Airbus направили главам правительств Великобритании, Испании, Германии и Франции письма с резкой критикой "углеродного налога" на авиакомпании, летающие над Европой.

Напомним, что с 1 января Еврокомиссия ввела в действие налог на выброс "парниковых газов" авиалайнерами. Отныне все авиакомпании (в том числе иностранные), чьи самолеты летают над территорией ЕС, обязаны участвовать в европейской системе торговли квотами на выброс СО2: приобретать квоту согласно расчетным объемам их выбросов в 2010 году. На первое время 85% этой квоты им любезно предоставляют бесплатно, и лишь за 15% выбросов придется заплатить. В дальнейшем брюссельские чиновники планируют увеличивать платную долю квоты. Но даже нынешняя ставка этого побора выльется в весьма ощутимую сумму.

Так, по скромным подсчетам российских авиакомпаний, в этом году им пришлось бы отстегнуть Брюсселю $20 – 25 млн, а китайские перевозчики насчитали себе потенциальных убытков на целых $124 миллиона. Впрочем, ни те, ни другие платить не намерены. Более того, правительства России и Китая, а также США и ряда других стран официально запретили своим авиакомпаниям участвовать в европейской системе торговли квотами. Угрозы ЕК запретить таким компаниям летать в Европу не подействовали.

В конце февраля представители 33 стран, не входящих в ЕС, собрались на конференцию, посвященную поиску путей снижения выбросов "парниковых газов" гражданской авиацией. Вообще-то, они обсуждали не столько проблему выбросов, сколько европейские нововведения в этой области. И составили свой план контрнаступления, в котором значится восемь направлений действия, в том числе – инициирование арбитражного разбирательства в рамках ВТО, введение ответных дополнительных сборов для европейских авиакомпаний, приостановление переговоров с ними по улучшению доступа на национальные рынки и т.д. Россия уже заявила, что может ввести ограничения для авиакомпаний Евросоюза по увеличению частоты использования транссибирских маршрутов. Прозвучали даже намеки на то, что план отмены роялти, взимаемого с европейских авиакомпании за транссибирские перелеты, может быть пересмотрен. Война так война!

Позитивный посыл конференции заключался в предложении Евросоюзу отменить свои односторонние меркантильные меры по защите климата от самолетов и предоставить Международной организации гражданской авиации (ICAO) право вводить такие меры. Однако в Брюсселе уверены, что разработанный в ЕС механизм – это лучшее, что можно сейчас придумать. И потому еврокомиссар по вопросам климата Конни Хедегаард заявила, что ЕС будет стремиться посредством ICAO "внедрить это начинание в мировом масштабе".

В общем, Еврокомиссия остается тверда в своем намерении заработать деньги на климате (по ее расчетам, новый "налог" со временем будет приносить до €3 млрд в год). Брюссель не смущает то обстоятельство, что в конце прошлого года Совет ICAO уже обсуждал европейскую идею "углеродных сборов" и отверг ее. Но вот европейские авиакомпании, похоже, дрогнули, впечатлившись перспективой дискриминации во всем мире за пределами Европы.

Однако наиболее действенным рычагом влияния на Европу воспользовался Китай: его правительство заблокировало сделку с Airbus. Как сообщил агентству France Press руководитель Европейской авиакосмической корпорации EADS (в которую входит Airbus) Луи Галуа, Пекин отказался утвердить заказы китайских авиакомпаний на покупку, в общей сложности, 45 лайнеров A-380 и A-330. "Airbus стал жертвой ответных мер", – констатировал глава EADS и тут же призвал Брюссель отказаться от введенного "углеродного сбора". Еще бы! Китай является одним из крупнейших заказчиков европейской авиастроительной корпорации: в середине прошлого года были подписаны контракты на покупку китайскими авиаперевозчиками более 60 "Аэробусов" общей стоимостью $5,6 миллиарда. А теперь европейские авиастроители могут потерять выгодного клиента: Китай в отместку Еврокомиссии может переориентироваться на "Боинги".

Но самое печальное даже не в этом. Пытаясь нажиться на сомнительных постулатах об изменении климата из-за выброса двуокиси углерода, Брюссель рискует оказать медвежью услугу всей европейской экономике. Если "углеродный сбор" будет действовать, полеты в ЕС подорожают, что неизбежно отразится на стоимости авиабилетов. А значит, в Европу и в Европе будут меньше летать - что, в свою очередь, негативно отразится на деловой активности в Старом Свете, не говоря уже о туристическом секторе. Хорошее получится дополнение к долговому кризису! Так что пока авиаперевозчики всех стран борются с Еврокомиссией, есть надежда, что ЕС избежит рецессии, а мы – подорожания билетов в Европу.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей