ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Школьникам был предложен ряд традиционных для Российской Федерации религиозных учений. По итогам выбора в 77 субъектах страны 47% четвероклассников выбрали "Основы светской этики", около 30% предпочли изучать православие, примерно 20% учащихся оказались интересны "Основы мировых религиозных культур". А 5,6% школьников заинтересовал ислам, 1,2% - буддизм и 0,1% - иудаизм.
Учителя, вероятнее всего, не будут выставлять оценки за знания по данному курсу. Соответствующие рекомендации сделаны Министерством образования. Как отметила Низиенко, целью новой дисциплины является "воспитание толерантности".
Завтра, 20 марта, все моменты, касающиеся появления изучения релизигиозных основ в школах будут обсуждаться на специальной коллегии Минобрнауки. Что делать с дисциплиной дальше, будет решено уже после эксперимента с четвертыми классами. Среди предполагаемых вариантов - введение "Основ религиозных культур и светской этики" в курс изучения мировых художественных культур, каких-либо других предметов или выделение его в качестве отдельной полноценной дисциплины.
Споры по вопросу о необходимости изучения религий в школах продолжаются уже далеко не один год. Окончательную точку в этом деле поставил президент России Дмитрий Медведев, поддержавший в 2009 г. данную идею. В феврале этого года правительство страны утвердило план мероприятий по введению данной дисциплины с 2012 - 2013 учебного года.
Такое решение было принято просле обсуждения эксперимента по изучению религиозных основ в школах на факультативах, которое прошло в Общественной палате. На нем было сказано, что около 80% родителей положительно относятся к новой дисциплине, а около 60% попросили о формировании курса как отдельного предмета.
Как рассказал корреспонденту "Yтра" член Общественной палаты и президент информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин, введение изучения религиозных основ является "важным и нужным шагом для воспитания у детей духа дружбы, взаимопонимания и расширения их общего кругозора". Вместе с тем эксперт считает не совсем целесообразным разделение курса на блоки и наличие узкорелигиозных блоков.
"Во-первых, это детей разделяет, идентифицирует здесь религиозную принадлежность в зависимости от выбранного блока, и создаются условия для разделения детей по принципу "наш, не наш" на религиозной основе. Во-вторых, теряется сама идея ознакомления детей с многообразием и особенностями религиозных культур. В-третьих, создаются дополнительные трудности для родителей в выборе одного из шести блоков. В этой связи у нас есть сведения, что в ряде регионов школы навязывают родителям конкретные блоки. И, в-четвертых, из-за различия блоков по содержанию есть проблемы с подготовкой преподавательского состава", - заявил он. По мнению Гришина, в четвертом классе правильнее было бы ввести единый блок курса, который знакомил бы детей с многообразием религиозных культур народов России, а в девятом классе этот блок повторить на более глубоком уровне.