Страшилки вредят психике россиян

Читать в полной версии →
Соединенные Штаты Америки на днях вновь подтвердили свое первенство в деле порождения потребительских мифов. Отечественный потребитель охотно "проглатывает" любой негатив, даже про привычные продукты




Соединенные Штаты Америки на днях вновь подтвердили свое первенство в деле порождения потребительских мифов. В начале марта Центр по использованию достижений науки в интересах общества (США) (The Center for Science in the Public Interest (CSPI)) опубликовал информацию об опасности 4-метилимидазола, который образуется в пищевых продуктах, в том числе в карамели, во время нагревания в процессе приготовления пищи.

Эта информация тут же вызвала в обществе приступы самого популярного психологического расстройства современного мира - хемофобии. Психиатры определяют ее как страх человека перед отравлением продуктами питания, загрязненным воздухом, инновационными предметами быта, строительными материалами и тому подобным. СМИ сразу вспомнили о том, что 4-метилимидазол присутствует в коле, в которой используется карамельный краситель.

Примечательно, что публикация CSPI появилась на фоне опубликованных заявлений Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США, согласно которым, для получения дозы 4-метилимидазола, способной вызвать рак, человек должен за день выпить не менее тысячи банок колы популярных марок. При этом, согласно результатам исследований Национального института здоровья США, 4-метилимидазол обладает двойственным действием, то есть, при определенных обстоятельствах, он обладает способностью предотвращать образование опухолей.

Безопасность самого карамельного красителя, в котором присутствует 4-метилимидазол, также многократно подтверждена научными исследованиями авторитетных организаций по продовольственной безопасности. Например, Европейское управление по безопасности пищевых продуктов (EFSA) последний раз подтвердило безвредность красителя карамели в марте 2011 года по результатам всестороннего изучения. Управление пришло к выводу о том, что карамельный краситель, содержащий совершенно незначительные количества 4-метилимидазола, является безвредным для использования в напитках типа кола и всех иных пищевых продуктах (кондитерских изделиях, супах, приправах, пиве).

Впрочем, пугают потребителя не только колой. Хемофобия также успешно распространяется и на колбасы, а точнее, на нитрит натрия, который в них присутствует. Страх перед этим консервантом небезоснователен - нитрит очень токсичен, 4 г могут привести к смерти. Однако, как отмечает флейворист (специалист по запахам) Сергей Белков, "значительная часть нитрита в процессе приготовления колбасы исчезает, и часто вообще в готовом продукте аналитически не обнаруживается." А тем, кто боится есть колбасу, стоит отказаться и от шпината, цветной и обычной капусты и многих других овощей, так как нитрита в них намного больше, чем в мясном продукте.

По мнению экспертов, хемофобия возникает из-за неграмотности потребителя, который не разбирается в канцерогенах. При этом в России ее уровень один из самых высоких в мире. Отечественный потребитель охотно "проглатывает" любой негатив, даже про привычные продукты.

Более того, россияне охотно верят во вред не только продуктов, но и, к примеру, стройматериалов. Здесь можно вспомнить о скандале со стройматериалами, в которых применяется асбест, способный вызвать рак. При этом шумиха поднялась даже несмотря на тот факт, что опасность представляет преимущественно амфиболовый асбест, тогда как в России амфибол никогда не применялся, и отечественная промышленность использует исключительно хризотиловый асбест, который не более опасен, чем бензин или соленая рыба. На основе этого материала сделан весь шифер, все асбоцементные трубы, произведенные в нашей стране, и выделить хризотиловое волокно из готовой продукции невозможно.

Россияне живут ожиданием очередной страшилки про производителей продуктов питания, стройматериалов и других товаров. Наши соотечественники привыкли чувствовать себя жертвой мировой закулисы или мировых корпораций. И здесь нам стоит взять пример с США, где на распространителей ложной информацию о товарах принято подавать в суд.

Дмитрий ИВАНОВ |
Выбор читателей