Иллюстрация с сайта wcexpos.com |
Собственно, на взгляд аудиторов, стабильность и правда есть, но зыбкая. Денежная база банков по-прежнему остается низкой, напомнил вице-президент ФБК по банковскому аудиту Алексей Терехов. По его словам, банковская система сегодня имеет как сильные стороны, так и слабые. К сильным относятся: наличие крупных "якорных банков", заметных даже на мировом уровне, система страхования вкладов и высокая лояльность населения, недостаточное развитие производных инструментов, что снижает системные риски. Слабые стороны – низкая диверсификация активов, спекулятивный характер инвестиций, недостаточный уровень развития конкурентной среды, ориентация банков на государственную поддержку в стрессовых ситуациях. Если будет реализована идея Минфина о повышении требований к минимальному капиталу банков до 1 млрд руб. к 2015 г., то доля государства в банковской системе только вырастет: "иных резервов для увеличения банковских капиталов, кроме как государственных, пока не просматривается", – отметил эксперт.
Между тем благодаря участию государства банковский ландшафт России уже изменился. Госбанки и банки с государственным участием после кризиса получили максимальное преимущество благодаря господдержке и эффективно этим воспользовались, констатирует Турбанов. В результате сейчас мы наблюдаем их определенную экспансию. Но что дальше? Есть планы по приватизации таких банков. И, в принципе, это движение в правильном направлении. Но нельзя забывать и о сопутствующих рисках. Сейчас у госбанков наивысший кредитный рейтинг, что позволяет привлекать финансирование по низким ставкам. А сохранится ли он после приватизации? Кроме того, не стоит забывать о том, чти эти банки системно значимы. В случае их банкротства системные риски возникнут во всей финансовой отрасли и перекинутся на экономику.
Если вывести такие важные финансовые институты из-под опеки государства, поддерживать их деньгами налогоплательщиков станет уже не так просто. Именно по этой причине во всем мире во время кризиса очень сильно изменилось в негативную сторону отношение общества к банковским институтам и, прежде всего, частным банкам. Граждане возмутились, что средства из бюджета шли на поддержку этих структур. В России подобные настроения пока не столь заметны, но все, как говорится, впереди.
В ряде развитых стран правительства уже нашли решение данной дилеммы. В США, например, был введен запрет на господдержку банков, а для потенциальной помощи создается специальный фонд, который формируется за счет отчислений самих системно важных финансовых институтов. Аналогичный фонд предполагается создать и в ЕС. В ноябре прошлого года G20 поддержала такой подход, оформив свое согласие в виде протокола, который подписала и Россия. Однако обсуждение этого вопроса внутри страны почему-то не началось, а пора бы.
Необходимо отучать банки рассчитывать на государство, полагают эксперты. Центр тяжести борьбы с проблемами должен быть перенесен на самих участников рынка, на их собственные усилия. А задача государства – создать благоприятные условия тем, кто будет в состоянии не только выстоять в кризисных условиях, но и принять участие в оздоровлении других.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента