ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Если Медведев всерьез собирается реализовывать заявленную им концепцию госслужбы, должностей в правительстве должны лишиться, по крайней мере, пятеро "долгожителей": министр природных ресурсов Юрий Трутнев, глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, глава Министерства транспорта Игорь Левитин и, первым делом, Сергей Шойгу, который в данный момент является абсолютным рекордсменом по длительности пребывания в должности министра. Он руководил борьбой с чрезвычайными ситуациями во всех составах российского правительства с 1991 года. За это время возглавляемое им ведомство из скромного комитета по ЧС превратилось в настоящую империю с миллионным штатом и бюджетом, превышающим 150 млрд руб., а сам Шойгу получил статус "тефлонового" политика. На протяжении многих лет он оставался вторым по уровню доверия населения (после Владимира Путина) человеком в стране, олицетворением спасительной силы государства. Казалось, на его карьере никак не сказались ни дело "оборотней в погонах", среди которых оказался генерал МЧС, ни лесные пожары 2010 г., ни трагедия в "Хромой лошади".
И все-таки тучи сгущались. Счетная палата в 2010 г. выявила неэффективное расходование без малого 700 млн руб. в системе подготовки кадров противопожарной службы МЧС; высокопоставленных сотрудников ведомства вдруг стали задерживать за мздоимоство. Наконец, назначена административная реформа ведомства – МЧС предстоит оптимизация контрольно-надзорных функций и сокращение избыточного госрегулирования в сфере своей деятельности. И если МВД, например, позволили реформировать себя практически самостоятельно, то процесс оптимизации МЧС будет курировать Минэномразвития.
Так что назначение Шойгу – не что иное, как почетная отставка. Вслед за двумя другими отцами-основателями "Единой России" – Юрием Лужковым и Минтимером Шаймиевым – Шойгу покидает большую политику. Покидает последним и, в отличие от своих соратников – на "золотом парашюте", можно сказать: все-таки он получил не "Дело в кепке", а кресло губернатора, и не где-нибудь в родной Туве, а в регионе, значимом с социальной и экономической точки зрения. Кстати, получил под самый конец раздачи. С восстановлением выборов глав регионов Кремль лишится возможности распределять губернаторские должности по собственному усмотрению.
Возможно, с точки зрения самого Шойгу, почетная отставка должна была выглядеть несколько по-другому. Например, как пост руководителя госкорпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока. Но, по последним данным, от греха подальше на Дальний Восток ссылают уже не Шойгу, а первого вице-премьера Игоря Шувалова, внезапно оказавшегося в самом центра большого скандала.
Вопрос в том, сумеет ли Шойгу проявить себя в качестве руководителя региона. Подмосковье – не МЧС, которое министр много лет выстраивал "под себя". Это очень непростой в управлении регион, где пересекаются интересы большого количества влиятельных политических и бизнес-кланов. Действующий губернатор Борис Громов (тоже, кстати, генерал) привел область на грань экономического и политического коллапса. И если мэр Москвы Сергей Собянин, с которым уже сравнивают Шойгу, принял от Лужкова унифицированное в управлении хозяйство, то Московская область представляет собой правительство, состоящее, в основном, из однополчан Громова, плюс множество "удельных" муниципальных "княжеств", главы которых избраны, а потому не могут быть легко уволены. Новому губернатору придется либо искать рычаги управления этой вольницей, либо договариваться. В любом случае, в ближайшем обозримом будущем пост губернатора Подмосковья сложно будет назвать синекурой. Но главное – чтобы для Московской области спасатель Шойгу сам не оказался катастрофой.