Музыкальный комикс

Читать в полной версии →
Группа "Гриша Любит Грушу" цепляет примерно так же, как картины Пиросмани, – понимаешь, что люди сознательно отказываются от профессиональных приемов, чтобы родить что-то свое, не состряпанное по законам шоу-бизнеса


Фото с сайта grigru.ru



Что могут петь образованные неглупые молодые люди, родившиеся в построковую эпоху? Нет, ну не галимую попсу же, в самом деле.

Мы говорим о жанре, условно называемом "русский рок", хотя это понятие настолько замылилось, что подчас отделить зерна от плевел почти невозможно. Можно ли сегодня сочинять какую-то серьезную "протестную" музыку, когда все поголовно пересели на дешевые иномарки, целыми днями жуют фастфуд и, сидя в душных офисах, с утра до вечера чатятся на сайтах знакомств? Когда выражающие эмоции слова русского языка заменяют на скобки и знаки препинания, а книга – это принципиально новый для молодежи носитель информации, лишенный USB и Wi-Fi, с которым довольно трудно взаимодействовать?

Тем не менее в стилистике явления под названием "русский рок", когда музыка не имеет значения, а главное – пафос, продолжают работать молодые ребята. Однако последние лет двадцать рок-гимны и манифесты воспринимаются как шутовство, и если не хочется, чтобы к твоему материалу навечно приклеилось клеймо "отстой", приходится выдавать приличную порцию стеба над происходящим, маскируя таким способом экзистенциальную тревогу, столь свойственную молодежи. Таков уж наш современный, как говорится, постмодернистcкий дискурс.

А начинаться все должно с хорошего, годного названия.

Группа называется "Гриша Любит Грушу". Раз все буквы заглавные, нетрудно догадаться, что перед нами трио.

И впрямь, живет такой парень Гриша Голиков. Года три уж как сочиняет песенки для своих друзей Жени Белой и Мити Репина (удивлюсь, если это не творческие псевдонимы).

А начиналось все как обычно: ребятишки бренчали на гитарах в подъездах, потом на квартирах друзей, в лесу у костра... Одно время даже стали популярны на институтских тусовках – в общем, материал поднакопился. И однажды друзья решили: хватит зарывать таланты, почему бы не записать профессиональный альбом. Можете представить, сколько людей мечтают прославиться, играя на школьных вечеринках, и сколько групп присылают свои "демки" на "Наше радио"?

"Гриша Любит Грушу" стартовали в ротации этой радиостанции в прошлом году с дебютным альбомом "Все деньги мира", после чего о них написала "Афиша". И пошло-поехало: клубные концерты, клип, придуманный скандально известным дизайнером Кириллом Вычкиным на песню "Мартини с шармэлькой", и стабильно растущая группа фанатов.

Свой стиль группа "ГЛГ" определяет как "романтический китч". Звучит красиво и легко поддается расшифровке: это постпанк, исполненный в нарочито примитивистской манере. Музыкальные критики определяют подобный жанр как "антирок", но, скорее всего, перед нами сознательный стеб в стиле таких групп, как "Плед", "Слон" и им подобных.

В музыкальном отношении "ГЛГ" пародирует большинство современных направлений, то отсылая слушателя к городскому романсу, шансону и квазипопсе, то радуя элементами рэгги, рокопопа и хеви-метала. Все композиции альбома пронизаны ироничными смысловыми клише, везде действуют одиозные персонажи современного мегаполиса, от водителя маршрутки до любительницы дешевого алкоголя из жестянки.

Цепляет эта группа примерно так же, как картины Пиросмани – понимаешь, что люди сознательно отказываются от профессиональных приемов, чтобы родить что-то свое, не состряпанное по законам шоу-бизнеса. Причем у них неплохо получается, по крайней мере, забавно и комично. И хотя на современной клубной сцене подобное шутовство не редкость, свежесть от появления столь ироничного и неглупого музпроекта воспринимается как подарок.

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей