Рязанский автотранспортный техникум. ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Согласно озвученным цифрам, количество учебных мест по рабочим специальностям сократилось по сравнению с 1990 г. почти в два раза. Примерно 70% выпускников школ идут учиться в вузы (для сравнения: в большинстве развитых стран этот показатель не поднимается выше 20% – 30%).
Реальная потребность российской экономики в специалистах с высшим образованием составляет 21% от общего объема выпуска школ. То есть более 50% студентов сегодня совершенно напрасно "просиживают штаны" за партами высшей школы. И нередко в это бесполезное просиживание "вбухиваются" бюджетные деньги либо деньги родителей, мечтающих "выучить" свое чадо, даже если оно каждое слово пишет с пятью ошибками и извлекать квадратный корень из числа за 11 лет обучения в школе так и не научилось.
Выпускников ПТУ (начальное профессиональное образование) экономике требуется 20%, выпускников техникумов (среднее профобразование) – 55%, и 4% современных работников могут вообще не иметь никакого специального образования.
Проблема нашего высшего образования – в его сверхдоступности, считают многие эксперты. Сейчас "поступить" в вуз можно за совсем смешные деньги – имеются предложения по 30 тыс. руб. за семестр и даже за год. "В Германии мы спросили ректоров вузов, сколько процентов у них бюджетных и сколько платных мест. "Чего?" – не поняли ректоры. Полчаса им объясняли, пока не выясняли: платное высшее образование в Германии вообще запрещено", – рассказал директор департамента учебных технологий ООО "Фесто-РФ" Андрей Шпитов.
Зато на бесплатные места в вузах Германии – поступайте, кто хотите. Хоть немец, хоть россиянин. Еще и стипендию будут платить за счет госбюджета. Главное – пройти вступительные испытания. А они весьма и весьма жесткие. Поэтому большинство немецких школьников идут учиться в ремесленные училища, а не в вузы, в отличие от их российских сверстников.
Представители российских промышленных предприятий констатировали: большинство "работяг", приходящих сегодня в отделы кадров, имеют дипломы юристов и экономистов. Чтобы переучить такого "юриста" на сварщика или фрезеровщика, предприятию приходится потратить на него, в среднем, 1 млн рублей.
По словам советника гендиректора ЧТПЗ Сергея Рыбака, на колледжи сегодня надежды мало: там учат работать на станках 1930-х г., к тому же об отборе лучших речи не идет. Из-за непопулярности рабочих профессий в колледжах уже много лет хронический недобор.
Крупнейшие промышленные предприятия пытаются решать эту проблему своими силами – например, тот же ЧТПЗ заключил договор с Первоуральским металлургическим колледжем. В рамках договора на территории завода был открыт учебный корпус площадью 5 тыс. кв. метров. Для учащихся оснастили учебный цех и пять классов, каждый из которых обошелся компании в 30 млн рублей. В итоге конкурс в колледже вырос до двух – четырех человек на место.
Именно на базе этого учебного корпуса будет осуществляться подготовка сборной по мехатронике для участия в "рабочей Олимпиаде" в Лейпциге в 2013 году. Дело в том, что Россия подала заявку на вступление в WSI (WorldSkills International). Эта организация, существующая с 1946 г. и объединяющая 59 стран, ставит своей главной целью популяризацию рабочих профессий, а также повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки.
Уже в мае за принятие России в ассоциацию должны проголосовать страны-участницы. Основной деятельностью WSI является организация и проведение ежегодных "рабочих Олимпиад". Они проводятся по 46 специальностям, начиная от парикмахерского искусства и заканчивая мехатроникой и робототехникой. Возраст участников до 22 – 25 лет, в зависимости от сложности специальности.
Первые места на таких Олимпиадах занимают Южная Корея, Индия, Япония. Так, Корея, завоевавшая в прошлом году первое место в общем зачете, выставила команды по 38 специальностям и смогла выиграть 13 золотых медалей. К слову, в "рабочих Олимпиадах" Корея участвует уже более сорока лет. США – где-то посередине списка, на 25-м месте. На последнем месте – Парагвай с одной-единственной командой.
Наша страна на Олимпиаду 2013 г. планирует выставить пять – восемь команд, что сопоставимо с масштабами Эстонии (у них восемь команд и место в последней десятке).
Участники совещания высказали уверенность, что Россия сможет показать на "рабочей Олимпиаде" достойные результаты через 20 – 30 лет. Но главное не в этом. В рамках подготовки к "рабочей Олимпиаде" учащиеся профтехучилищ смогут весь год участвовать во всевозможных соревнованиях как в России, так и за ее пределами. Это, по мнению российского партнера WSI, фонда "Образование – обществу", повысит престиж рабочих профессий.
Уже в этом году в России планируется провести 160 региональных и общероссийских соревнований по 15 специальностям, в которых примут участие около 100 тысяч учащихся профтехучилищ. В 2013 г. планируется уже 400 соревнований и 200 тысяч участников.
С целью популяризации рабочих профессий на "Первом канале" будет выходить реалити-шоу "Мастер-класс", на телеканале "Карусель" – программа для детей "Моя профессия", планируется также создание интернет-портала "Моя профессия" и выпуск специальной детской энциклопедии.