ФОТО: AP |
Сыну дипломата и медсестры Андресу Брейвику тогда будет всего 53 года, и при удачном стечении обстоятельств он еще полжизни будет наслаждаться вполне благополучным существованием. Не удивлюсь, если под охраной полиции.
Что это – рецидив европейского квазигуманизма, глупость норвежских законодателей или прямое следствие новейшей религии под названием толерантность?
Ситуация на сегодняшний день аховая. Вместо того чтобы пугать этим маньяком детей, его раскормленную физиономию без тени раскаяния на мутном челе кажут с утра до вечера по всем мировым информационным каналам. Репортеры смакуют "римское" приветствие, который убийца не тушуясь демонстрирует суду, обсуждают его скупые мужские слезы при просмотре видеоролика, которым злодей гордится.
Ему позволено публично оправдывать свои убеждения, дескать, во имя борьбы с "мультикультурностью" вполне позволительно расстреливать студентов и взрывать госучреждения.
А что поделать, норвежская правоохранительная система находится в патовой позиции.
Если признать Брейвика нормальным и судить по норвежским законам, за каждую хладнокровно расстрелянную жертву он отсидит всего около трех месяцев. Это при том, что преступник даже не думает раскаиваться.
Не хочется показаться излишне кровожадным, но по любым человеческим понятиям, это издевательский срок. Конечно, ради такого исключительного случая норвежский закон может быть подвергнут коррекции. Однако, когда в этой стране принимали соответствующие нормы в отношении терроризма, вряд ли местные правоведы предполагали, что при совершении теракта мало кто пострадает. Значит, скорее всего, никакого иного выхода у скандинавских законодателей нет, и на ходу менять нормы и создавать антиконституционный прецедент они не станут.
Еще мы знаем, что сидеть убийца будет в условиях, которые иному свободному россиянину покажутся райскими. Никаких тебе одиночек, ШИЗО-ПКТ, каторжных работ и прочей "средневековой" чепухи в Скандинавии давно нет. Там за год происходит буквально несколько преступлений, связанных с посягательством на жизнь, да и криминального сообщества в привычном нам понимании в тюрьме не обретается. Правда, большая часть норвежских уголовников относится именно к той этнической среде, которую так ненавидит "утойский стрелок". Но как раз это обстоятельство вряд ли позволит представителям пенитенциарной системы поместить самого известного преступника именно в такую компанию. Скорее всего, его ждет вполне комфортный "отдых" в обществе "монокультурных" соотечественников. Хорошо, если не идейных соратников.
Есть другой вариант: Брейвика признают сумасшедшим и заточат в желтый дом. Это можно сделать пожизненно.
Но это еще более спорный выход. В таком случае получится, что он никакой не убежденный серийный маньяк, а больной человек, в определенной степени заслуживающий сочувствия. Если учесть, что процесс над Брейвиком начался с прокурорской речи, где рядом с именами убитых стоял профессиональный маркер "умер мгновенно", можно даже принять в качестве смягчающего обстоятельства, что псих стрелял в упор в беззащитных ребят не ради удовольствия, а безвольно, подчиняясь своему безумию. Ведь мы же понимаем, что взорвать парламент и расстрелять столько народу нормальный человек ну никак не может. А сумасшедших надо лечить, а не судить. Я даже не исключаю возможность полного выздоровления этого несчастного, с последующей реабилитацией под присмотром доброго психотерапевта.
Так чем же мы можем утешить десятки норвежских семей, потерявших близких и до сих пор не оправившихся от шока? В данной ситуации получается – ничем. За исключением пожелания сдохнуть гаду в эти пару десятков лет отсидки либо подвергнуться лоботомии столько раз, скольких людей он отправил на тот свет. Но оба эти посула совершенно неисполнимы. Причем любое неправовое решение или пожелание, типа застрелить, отравить и т.п., точно так же выводит любого из нас из гуманистического поля и ставит с преступником на одну доску.
Однако, даже живя в сверхблагополучной стране, необходимо ограждать общество от брейвиков. Не должен террорист ехать в Осло и расстреливать десятки человек, имея в виду, что максимум дадут несколько лет. Иначе Норвегия, да и любая страна, где есть аналогичные законы, превратится в полигон для подобных "упражнений".
Никто не хочет ничьей крови. Но есть деяния, не совместимые с представлениями о гуманизме – они направлены против самого этого понятия. Терроризм и массовые убийства здесь на первом месте, поскольку эти преступления всегда имеют идейную подоплеку, и подавляющее большинство терактов совершается абсолютно сознательно.
Заметим, тут кроется еще одна ловушка норвежской толерантности: если этого убийцу будут судить долго и публично, выясняя всю подноготную, ему создадут невиданную рекламу. Что, в принципе, уже и происходит – наглый щекастый "викинг", борющийся с "эмигрантской заразой", этакая белокурая бестия, идол нацистов в руках беспомощных буржуев-судей.
Так что при всем естественном отвращении к жестокости, приходится признать: в иных случаях стоит принимать самые жесткие меры и вычищать заразу, а не делать деньги на сенсации. Если в Европе не принято казнить, то стоит, безусловно, ввести пожизненное для таких злодеев, причем с обязательным возмещением ущерба жертвам. Понятно, что это до конца невозможно – ну, посильного. Чтоб мерзавец работал, хорошо бы на каком-нибудь серьезном производстве, а не расслаблялся перед монитором, читая о себе хвалебные отзывы на сайтах националистов, пописывая книжонки и раздавая интервью. И уж безо всякой "условно-досрочной" мечты.
Как минимум.