ФОТО: AP |
Складывающуюся коллизию аналитики S&P объясняют нарастающим давлением на расходную часть региональных бюджетов. "Даже если цены на нефть будут высокими, а перечисления из федерального бюджета бюджетам региональных и местных органов власти останутся стабильными, как предусматривает наш базовый сценарий, мы полагаем, что финансовые результаты регионов начнут в среднем ухудшаться уже в текущем году, и эта тенденция продолжится в 2013 – 2014 годах", – говорится в докладе.
В том, что расходы региональных бюджетов будут расти, нет никаких сомнений. Это связано как с продолжающимся ухудшением состояния местной инфраструктуры, так и с необходимостью осуществления различных социальных программ.
Давление на расходную часть бюджетов будет еще больше усиливать разрыв между самодостаточными регионами, способными собственными силами обеспечивать имеющиеся потребности, и убыточными субъектами федерации. В первом случае положительный баланс региональных экономик позволит им справиться с растущими расходами. Во втором – регионы, не имеющие резерва экономического роста, окажутся в затруднительном положении, считают в Standard & Poor's. По мнению экспертов агентства, Москва, Санкт-Петербург, ХМАО-Югра, ЯНАО и Тюменская область, вероятнее всего, смогут полностью или частично покрывать увеличение дефицита собственными силами. При этом в 2012 – 2013 гг. их экономики будут демонстрировать текущий профицит выше 10%.
Даже не самые депрессивные регионы в обозримом будущем могут столкнуться с серьезными проблемами. Большинству из них будет сложно сохранять операционный профицит. В условиях слабой системы перераспределения бюджетных доходов проблемы могут возникнуть уже при незначительном ухудшении положения на сырьевых рынках. По мнению экспертов S&P, в 2013 – 2014 гг. это заставит многие регионы пойти на жесткие меры экономии и ограничения расходов. Что, в свою очередь, может повлечь значительные социально-политические последствия. Попытка государства не допустить подобного развития ситуации приведет к необходимости поддержки отдельных регионов со стороны федерального правительства.
Пока S&P не прогнозирует сокращения общего объема перечислений из федерального бюджета регионам в 2012 году. Однако даже в текущем году все будет зависеть от ситуации на сырьевых рынках и, как следствие, динамики доходов федерального бюджета. В последующие годы усиление федерального участия в покрытии расходов ряда регионов видится практически неизбежным.
Примечательно, что Standard & Poor's не видит особо радужных перспектив и для всей экономики РФ. Согласно опубликованным в марте данным агентства, к 2014 г. темпы роста российской экономики снизятся до 3,8%.
Тревожные прогнозы отнюдь не беспочвенны. Падение эффективности отечественной экономики несмотря на сверхвысокие мировые цены на энергоносители давно вызывают беспокойство экспертов. Так, по прогнозу Алексея Кудрина, снижение нефтяных цен до $90 за баррель может повергнуть российскую экономику в шок. И это при том, что в начале 2000-х она демонстрировала рекордные темпы роста при стоимости барреля $20 – $30.