ФОТО: AFP |
В далеком уже 2009 г. участники саммита G20 в Лондоне договорились о реформировании мировой финансовой системы. В первую очередь, речь шла об МВФ: предполагалось наделить его более широкими антикризисными полномочиями (и средствами) и привести в соответствие с современными реалиями. То есть дать больше власти тем государствам, чьи экономики заметно подросли за последние десятилетия (в первую очередь, Китаю). И что же? Да, в пользу развивающихся перераспределили целых 6% квот МВФ (то есть голосов в руководстве Фонда). Правда, формально этот процесс до сих пор не завершен. А вот денег у Фонда прибавилось. Если до кризиса 2008 г. уставный капитал МВФ составлял $250 млрд, то в конце 2010 г. было принято решение увеличить его до $734 миллиардов. Дальнейшее наращивание финансовых ресурсов МВФ в феврале 2012 г. решено было увязать с аналогичными действиями Евросоюза. ЕС же недавно принял решение довести свой антикризисный фонд до €1 миллиарда.
И вот, не так давно в Вашингтоне состоялась очередная встреча министров финансов и глав центробанков стран G20, а также руководителей МВФ и ВБ. На ней было принято решение о существенном увеличении кредитных ресурсов Фонда. Когда (и если) все страны-доноры выполнят заявленные в этой связи обещания, то в "копилке" МВФ появится еще $430 миллиардов. Средства эти пригодятся для борьбы с долговым кризисом, и в первую очередь Европе. Ведь если по греческому сценарию события начнут развиваться в Италии и Испании, антикризисных ресурсов Евросоюза определенно не хватит, и понадобится вмешательство на глобальном уровне. Поэтому не удивительно, что основной вклад в МВФ обещали сделать европейские страны: еврозона – около $200 млрд, а также Швейцария ($26 млрд), Великобритания ($15 млрд), Дания, Швеция, Польша и Норвегия. Кроме того, Япония (тоже крупный должник) обязалась внести $60 млрд, Саудовская Аравия и Южная Корея – по $15 миллиардов. Большие надежды возлагаются на страны БРИКС: по имеющейся информации, "пятерка" внесет в общей сложности около $70 миллиардов. В том числе, Россия, согласно заявлению заместителя министра финансов Сергея Сторчака, готова внести порядка $10 миллиардов.
Впрочем, суммы эти выглядят отнюдь не убедительно. Вспомнить, например, что одной лишь маленькой Греции выделили уже более €200 млрд, а от кризиса так и не спасли. Если начнут тонуть Италия и Испания, то понадобится в разы больше средств. Еще в январе эксперты МВФ прогнозировали, что в 2012 - 2013 гг. дефицит финансирования в глобальном масштабе составит около $1 триллиона. Тогда же было предложено подкинуть Фонду еще хотя бы $500 млрд, иначе его средствами не залить и половины долгового пожара в Европе.
Но увы! 430 миллиардов – это максимум, на который оказались способны страны-члены МВФ (причем подтвержденных из них пока лишь $360 миллиардов). Однако и это не так уж мало, учитывая, что крупнейший держатель акций Фонда вообще отказался участвовать в его увеличении. Речь идет о США, обладающих 17%-й долей голосов в МВФ (у второго по величине вкладчика – Японии – доля составляет лишь 6,22%). 13-триллионная американская экономика, конечно, могла бы раскошелиться на несколько десятков миллиардов в пользу сидящих в долговой яме. Но она этого не сделала: министр финансов США Тимоти Гайтнер сказал твердое американское "нет" расширению финансовой помощи Европе через МВФ (хотя формально новые поступления в копилку МВФ будут доступны всем нуждающимся, но очевидно, что достанутся они странам еврозоны).
Не участвуя в пополнении Фонда, США, безусловно, ослабляют свое влияние на этот международный институт. По крайней мере, они рискуют утратить возможность налагать вето на решения, для принятия которых требуется 85% голосов в Совете управляющих. Однако в нынешних условиях администрация Обамы была бы просто не в состоянии провести через Конгресс инициативу о дополнительных взносах в МВФ. Так что Америка самоустранилась от решения европейских долговых проблем.
В МВФ, конечно, пытаются сделать хорошую мину при плохой игре. "Прекрасно иметь большой зонтик", - сказала директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард на пресс-конференции по итогам встречи с министрами G20. Однако всем очевидно, что даже очень большой зонтик спасет лишь от дождя, но никак не от наводнения. А в мировой экономике назревает именно такого масштаба стихийное бедствие, эпицентром которого будет Европа. Такой прогноз сделали уже многие видные экономисты, в том числе - Джордж Сорос и Нуриэль Рубини. Последний еще в прошлом году говорил: "Я вижу, что каждая страна пытается отложить решение своих экономических проблем на будущее. В конце концов, это приведет нас к кризису 2013 года".
Если такие прогнозы начнут сбываться, то центральные банки многих стран побегут за помощью в МВФ как в последнюю инстанцию. Точно так же, как к ним до сих пор обращались за поддержкой различные нецентральные банки. А тот, кто оказывает финансовую поддержку, получает и право требовать выполнения определенных условий. Одним словом, странам-должникам придется смириться с утратой финансового суверенитета, а МВФ получит полномочия наднационального центробанка. Другое дело, что Федеральная резервная система совершенно не хочет играть в такие игры. Возможно, именно поэтому США дистанцируются от процесса усиления МВФ.