ФОТО: ИТАР-ТАСС |
На самом деле у столичных муниципалитетов очень мало реальных полномочий. Фактически они сводятся к определению мест выгула собак и утверждению раз в год бюджета района, который спускают из местной управы. Однако организация местных праздников (с точки зрения федеральной власти, видимо, такая же мелочь, как и выгул собак) все-таки оказалась в уставе муниципального собрания. То есть решение о превращении гуляний оппозиции в фестиваль не требует санкции мэрии. И теперь это может привести к непредсказуемым последствиям.
Придание лагерю "Оккупай Баррикадная" легального статуса стало бы чертовски красноречивым свидетельством неудержимой эрозии вертикали власти. Причем на базовом, что называется, уровне.
Тенденция проявилась еще осенью прошлого года, когда "Единая Россия" отказалась от выдвижения партсписков на муниципальных выборах: кандидаты от партии власти шли на них как самовыдвиженцы, чтобы партийной принадлежностью не раздражать избирателей, чьи настроения принимали все более оппозиционный характер. Маневр удался лишь отчасти: из 1560 мандатов по городу только тысяча досталась сторонникам партии власти. Около трети отвоевали депутаты от "Справедливой России", КПРФ, "Яблока", независимые активисты. Более чем в 20 районах Москвы из 125 оппозиция получила как минимум пакет голосов, позволяющий блокировать ключевые решения.
Такая расстановка сил уже спровоцировала "кризис власти" на местах – во многих районах оппозиция блокировала утверждение кандидатов от управ председателями муниципальных собраний. Однако в целом, из-за крайне ограниченного объема полномочий столичных муниципальных собраний, победа оппозиции пока не имела серьезных последствий для действующей власти. Скорее, приходится говорить об отложенном эффекте. Присутствие в муниципалитетах обеспечит оппозиции крепкий тыл к выборам в Мосгордуму, а они уже не за горами (должны пройти в следующем году). Оппоненты действующей власти получат возможность хотя бы отчасти контролировать действия управ, принимать участие в формировании избирательных комиссий и так далее.
С другой стороны, как показало развитие событий вокруг лагеря на "Баррикадной", подобный оптимизм может оказаться неоправданным. Даже численный перевес оппозиции еще не гарантирует ей победы. В четверг пресненские депутаты так и не приняли постановление, наделяющее лагерь оппозиции легальным статусом. Сначала заседание пришлось прервать из-за внезапно расстроившегося здоровья руководителя муниципального совета Елены Денисовой. А когда она смогла вернуться к исполнению обязанностей, заседание покинули депутаты-коммунисты, и мятежный райсовет лишился кворума.
Так что пресненская история стала очень наглядной иллюстрацией того, что оппозиция оппозиции рознь. Она, как известно, бывает системная и несистемная. Представители системной оппозиции умеют идти на компромисс с властью и уступать в нужный момент. В качестве ответной услуги они могут рассчитывать на официальный статус и некоторые преференции. Несистемная оппозиция, с точки зрения власти, недоговороспособна, а следовательно, заслуживает внимания исключительно ОМОНа. Если оценивать расклад в столичных муниципалитетах с этой точки зрения, то приходится признать – на руках у действующей власти пока еще большая часть козырей.
Однако Елена Ткач не сдается – она уже думает над тем, как бы идею муниципального фестиваля модифицировать. Попытки придать легальный статус лагерю оппозиции будут продолжены, обещает депутат. И если (когда) это наконец получится, разъедающая вертикаль власти ржавчина станет видна всем.