Брюс Уиллис на Каннском фестивале. ФОТО: AP |
Королевство полной луны (Moonrise Kingdom), США, 2012
Режиссер: Уэс Андерсон
В ролях: Брюс Уиллис, Эдвард Нортон, рэнсис МакДоманд, Харви Кейтель, Билл Мюррей
Лента скоро выходит на наши экраны. Поклонники автора "Семейки Тененбаум" отмечают, что он верен себе: его фильмы напоминают скорее анимационные комиксы, переснятые на пленку с настоящими актерами, этакие мультфильмы наоборот.
Раньше в мультипликации часто применялся такой метод: игровые ленты обрисовывались с помощью техники ротоскопирования и превращались в так называемые "эклеры" (от названия фирмы производящей такие устройства). Сейчас эта техника заменена на более продвинутую и называется motion capture. Андерсон применил обратный ход (не в первый раз уже) и снял этакий мультфильм для подростков в виде полнометражной киношки.
Но, будучи опытным режиссером, для того, чтобы понравиться взрослым дядям и тетям из жюри, выбрал довольно смелый сценарий: школьники бегут от родителей, чтобы соединиться в настоящую семейную пару. Смышленый бойскаут, рано лишившийся родителей, соблазняет романтикой путешествий скучающую в глубинке почти созревшую 12-летнюю типичную "степфордскую жену", чем учиняет форменный переполох в одной из деревень Новой Англии. На поиски партнеров отправляются, помимо отряда следопытов, местный шериф и родители девочки, составляющие, в свою очередь, любовный треугольник. Мальчику за этот проступок грозит сиротский приют, электрошоковая терапия, а для девочки уготовано вечное заточение под надзором замшелых "реднеков".
Поскольку это чистой воды комедия, чтобы не превратиться в дешевый фарс, сюжет построен на контрастах: с одной стороны, тинейджерские страшилки, с другой – серьезный удар по главному камню преткновения сексуальной революции и жупелу современного общества, так называемому "возрасту сексуального согласия". Если фильм и не получит наград, думаю, зрительский успех и хорошие сборы ему обеспечены.
После битвы (Baad el Mawkeaa), Египет, 2012
Режиссер: Юсри Насралла
В ролях: Нахед Эль Себайи, Нассед Самра, Менна Шалаби
Это первый египетский фильм в Каннах за последние 15 лет. Первый художественный фильм о событиях арабской революции. Первый игровой, основанный на документальных съемках, выложенных на YouTube.
И, пожалуй, единственный, трактующий противостояние свергнутого режима Хосни Мубарака и недовольных толп не вполне однозначно, во всяком случае, не только в пользу революционеров. С одной стороны, картина напоминает постреволюционные киноагитки советской власти, но реалии современного Египта таковы, что простым людям стало гораздо труднее зарабатывать на жизнь, и этот факт не скрывается. Туристы больше не хотят кататься верхом вокруг пирамид, а местным наездникам нечем кормить лошадей и семьи.
Коллизия развернута вокруг романтической истории: продвинутая журналистка из центра влюбляется в красивого, но бедного джигита, обремененного семьей. Мусульманские традиции не позволяют развиться подлинной мелодраме, и вся любовь сублимируется в историю политического противостояния демонстрантов и новой власти военных.
Поскольку вызывающая поток примитивных обобщений картина революции, показанная через призму судеб отдельных людей, – классика жанра, бывшим советским людям, к коим я себя вынужден отнести, подобный подход давно набил оскомину. У западного же зрителя, возможно, эта первая ласточка в деле осмысления "арабской весны" вызовет чуть больший отклик. Нам эта лента может показаться слишком пафосной и неправдоподобной несмотря на псевдодокументальную манеру съемки по-восточному живописных актеров. Картина вряд ли конкурентоспособна в конкурсе – слишком много истерики, вращающихся глаз, крови, топота копыт и душераздирающих криков.
Ржавчина и кость (De rouille et d'os), Франция, 2012
Режиссер: Жак Одийяр
В ролях: Марийон Котийяр, Маттиас Шенертс
После триумфа "Пророка" в том же Канне три года назад (Гран-при 2009 и номинация на "Оскар") Одийяр стал желанным гостем на всех фестивалях. Новый фильм серьезно уступает лучшей картине мастера, но тоже весьма любопытен. Прежде всего, неожиданным антигламурным образом героини: ей в самом начале рассказа акула откусывает обе ноги по самое не балуйся, и всю последующую драму сопровождают довольно неприятные кадры. Сначала мы любуемся видом изуродованных конечностей актрисы, а потом и стальных протезов, как у Терминтора. На этих железках бывшая красавица довольно ловко передвигается, а сняв их, умудряется оставаться весьма сексапильной в глазах партнера.
Фильм уже куплен в российский прокат, так что на это чудо компьютерной графики (или как еще это сделано?) желающим удастся посмотреть.
Перед нами довольно жесткий рассказ о жизни низших слоев обитателей Ривьеры (в кадре мелькает Каннское побережье), живущих на пособие или вынужденных работать чуть не за еду. Однажды в инвалидку влюбляется боец без правил по кличке Али (в честь великого боксера), и они на почве взаимной привязанности (в постели) начинают совместный бизнес, где героиня выступает в качестве промоутера боев.
В финале Али чуть было не теряет пятилетнего сынишку, чья мать-наркоманка исчезла еще до начала рассказа. Трагедия в семье позволяет брутальному спортсмену осознать свои настоящие чувства к бывшей укротительнице касаток, после чего наиболее сентиментальные зрители выжимают носовые платки. Кино довольно трогательное, очень красивое, хотя и перенасыщенное лобовыми сценам, то и дело выдавливающими невольные крики и вздохи у зрителей. Марийон Котийяр прекрасна.
Парадиз: любовь (Paradise), Германия, 2012
Режиссер: Ульрих Зайдль
В ролях: Маргарет Тизель
Автор "Собачьей жары" и эпатажного фильма про олигофренов "Импорт экспорт" снимает одну длинную ленту о человеческих пороках. И их последствиях для души, что немаловажно. Снимает отстраненно, безоценочно, почти документально. Но на тему, о которой идет речь в данном случае, документального кино не снимешь, никто не согласиться демонстрировать свои пороки и интимные желания. Кроме подневольных актеров, конечно.
Итак, работница австрийского приюта для персонажей из предыдущего фильма (катание олигофренов на детском аттракционе в первых кадрах символизирует связь всех картин автора) по имени Тереза отправляется в турпоездку в Кению. На вид это непривлекательная тетенька лет 60, попадающая в рабство своей постклимктерической сексуальности. Африка встречает ее невиданным числом жиголо с огромными членами, о чем ей тут же сообщает соседка по отелю. И начинается совершенно неприглядная история съема мужчин-проститутов, которые каждый день выстраиваются шеренгой на пляже в ожидании клиенток. Наша героиня проходит все ступени вовлеченности в отношения с продажными самцами, но никакого удовлетворения так и не получает.
Сначала она хочет любви вместо честного коммерческого секса. Увы, мозгов не хватает понять, что так не бывает. Затем ее разочаровывает очевидная игра в любовь, и ей жалко денег. Наконец, она пытается стать простой доминой. Но и тут терпит фиаско, поскольку ничего, кроме бумажника, у нее нет, а, как выясняется, все же не все африканцы готовы целовать ее сокровище даже за плату.
Все действо сопровождается почти порнографическими подробностями общения неприятной на вид пожилой героини с чернокожим олицетворением мужской сексуальности.
Выдающаяся игра Маргарет Тизель несколько нивелируется слишком мужским взглядом режиссера на пороки данного вида. Так и кажется, что Зайдль ненавидит слабый пол, придавая своей героине черты похотливой безмозглой курицы, хотя подобную степень отупения даже такая актриса вряд ли может органично передать. Это кино несомненно ляжет на полку синефилов, хотя в прокате его будет нелегко отыскать. Если бы ему дали приз за женскую роль, я бы не удивился.