"Восьмерка" превратилась в большой ноль

Читать в полной версии →
Политическая составляющая саммита G8 в Кэмп-Дэвиде поражает своим убожеством. Участие в форуме Дмитрия Медведева свелось к посещению протокольных мероприятий и неформальному общению. Зато в свободное время удалось нащелкать массу фотографий


ФОТО: AP



Политическая составляющая саммита G8, прошедшего в Кэмп-Дэвиде 18 – 19 мая, поражает своим убожеством. Казалось бы, мир ходит ходуном и от лидеров ведущих государств ждут серьезной оценки происходящего, каких-то конкретных предложений или хотя бы просто серьезного разговора. Но ничего подобного не случилось.

Декларация, принятая по итогам саммита, выглядит как набор общих мест и затасканных мемов: обеспокоенность по поводу ядерных программ Ирана и Северной Кореи, призыв к властям Сирии выполнять план Аннана, подтверждение готовности продолжить травлю неугодных режимов в рамках договоренностей, достигнутых в прошлом году в Довиле, и пр.

В ответ на отказ Путина приехать в Кэмп-Дэвид американская сторона сократила время и тематику переговоров Обамы с российским премьером Медведевым, который прибыл на саммит вместо президента. В результате из повестки двусторонних переговоров исчезли такие важные темы, как размещение элементов американской ПРО вокруг России и сокращение Россией запасов тактического ядерного оружия (ТЯО). Многие наблюдатели склонны считать, что сворачивание политической повестки саммита произошло из-за того, что вместе президента России в Кэмп-Дэвид отправился премьер-министр, само появление которого автоматически снизило уровень переговоров.

Но это еще надо посмотреть, что является причиной, а что следствием. Какой смысл президенту России еще раз обсуждать с президентом США проблему ПРО после того, как он в 2007 г. на саммите G8 в немецком Хайлигендамме предложил совместно использовать Габалинскую РЛС, а американская сторона фактически отвергла эту идею? Еще одним ярким примером лицемерия стал Лиссабонский саммит НАТО, в ходе которого, спекулируя на теме "перезагрузки", американцы втянули президента Медведева в бессмысленную суету многоступенчатых переговоров, которые так и не дали никаких результатов.

Еще более неприятная ситуация сложилась вокруг вопроса о ТЯО. Вашингтон требует от России сокращения тактического ядерного оружия. Москва упирается, прекрасно понимая, что на фоне разрастания американской ПРО подобное решение сделает ее практически беззащитной в случае внешней агрессии. При таком раскладе было заранее понятно, что в Кэмп-Дэвиде Путину придется отбивать очередные атаки, выслушивая стандартный набор фраз о безопасности и "перезагрузке". Отменив поездку, он мягко уклонился от обсуждения этой темы.

Другой вопрос – что делать дальше. По итогам боданий последних лет стало понятно, что добиться уступок по ПРО, ТЯО или каким-то иным существенным для Москвы вопросам практически невозможно без предъявления дополнительных, принципиально новых аргументов. Подобных аргументов у Москвы нет. К тому же непростая ситуация в мире и собственные игры в "мост между Востоком и Западом" загнали внешнюю политику России в тупик.

Хорошего выхода из сложившейся ситуации не видно. Некоторые эксперты уже прямо говорят, что Россия обречена на роль сырьевого придатка, но пока она еще может выбрать, чьим сателлитом стать – Запада или Китая. Отсюда игра на два фронта: с одной стороны, "перезагрузка"; с другой – углубление стратегического сотрудничества с Китаем. Понятно, что, стращая Вашингтон разворотом на Восток, а Пекин – окончательной переориентацией на Запад, можно продержаться еще какое-то время. Но это не может продолжаться вечно.

Отсюда, судя по всему, и возникла идея превращения России в самостоятельный центр силы на базе Евразийского союза, членами которого должны стать государства СНГ. В таком подходе есть свои резоны. Возвращение влияния на постсоветском пространстве может стать тем самым дополнительным аргументом, которого сегодня не хватает Москве на переговорах с Вашингтоном. Но заранее жечь мосты никто не собирается. Поэтому Медведеву – как партнеру Обамы по "перезагрузке" – временно отдано западное направление, и, по его собственным словам, свою часть работы он сделал.

Но поскольку никаких серьезных переговоров не было, эта работа свелась к участию в протокольных мероприятиях и неформальному общению. В свободное время удалось нащелкать кучу фотографий и выложить их в только что заведенный аккаунт в "Инстраграм". Короткую встречу с Обамой Медведев использовал для того, чтобы объяснить отсутствие российского президента проблемами с формированием правительства и убедить Обаму в том, что Путин понимает приоритеты внешней политики точно так же, как сам Медведев, и "перезагрузка" будет продолжена.

Другой вопрос – насколько эти ритуальные реверансы соответствуют реальному положению вещей и какие реальные мессиджи содержатся в откровениях российского премьера. Послушав Медведева, трудно отделаться от ощущения, что он не только расписывается в своей несамостоятельности, но и признает, что Путин тоже не может управиться с лоббистами, которые пытаются повлиять на состав нового кабмина.

Кому нужна такая откровенность, если сотрудники администрации Обамы говорят журналистам, что решение Путина проигнорировать встречу в Кэмп-Дэвиде вполне устраивает американского президента. По их словам, лишние контакты с Путиным, к которому в США накопилось много вопросов по поводу соблюдения прав человека, могут повредить Обаме, потому что будут использованы против него другими участниками президентских выборов.

Не менее странно выглядят слова Медведева о намерении Путина сохранить внешнеполитическую линию своего предшественника. Здесь стоит напомнить, что сам Медведев серьезно перетасовал приоритеты внешней политики России: передвинул отношения со странами СНГ с первого на третье место, провозгласив главным приоритетом отношения с США и Евросоюзом. Судя по тому, что начал делать Путин сразу после инаугурации, ни о какой преемственности курса речи не идет.

За два дня до встречи "восьмерки" в Москве прошел саммит лидеров стран СНГ и саммит ОДКБ, в которых – в отличие от прошлого года – приняли участие все лидеры входящих в эти организации стран. Более того, в этом году президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана были впервые приглашены на саммит НАТО, проходящий в Чикаго. Но пример Путина оказался заразительным, и, к изумлению своих западных партнеров, все они дружно отклонили приглашение, отравив вместо себя министров иностранных дел.

О готовности пересмотреть внешнеполитическую линию свидетельствуют и планы ближайших зарубежных визитов Путина: первый, 31 мая – в Белоруссию, второй, 6 – 7 июня, в Китай, где пройдет саммит ШОС, затем поездка в Мексику на саммит G20, на котором ожидается серьезный разговор о мировой экономике. Одни полагают, что кажущаяся смена приоритетов является всего лишь игрой, адресованной путинскому электорату; другие уверены, что действительно грядут большие перемены.

Кто прав, покажет жизнь, но справедливости ради нужно признать, что некоторые перемены уже начались, о чем свидетельствует убогость политической повестки собрания в Кэмп-Дэвиде.


Обсудить на Facebook

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей