ФОТО: AP |
Напомним, в четвертом квартале прошлого года экономика еврозоны ушла в минус на 0,3% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Правда, по сравнению с последним кварталом 2010 г., она выросла на 0,7%. И по итогам года показала скромный рост на 1,4%.
В этот раз удержаться на грани зоне евро удалось благодаря Германии, чей ВВП вырос на 0,5%, тогда как аналитики ожидали, что он составит всего 0,1%. Второй локомотив региона - Франция - тоже затормозила. Сильнее всего в январе - марте 2012 г. упал по сравнению с четвертым кварталом 2011 г. ВВП Венгрии (-1,3%), Чехии (-1%) и Италии (-0,8%). А по сравнению с первым кварталом прошлого года - Греции (-6.2%), Португалии (-2,2%) и Венгрии (-1,5%).
На общем фоне относительно неплохо выглядят экономики северных стран. Наибольший рост в годовом выражении показал ВВП Латвии (+5,5%), Литвы (+4,4%) и Эстонии (+4%). А по сравнению с октябрем - декабрем 2011 года заметнее других выросли экономики той же Латвии (+1%), а также Литвы, Польши, Финляндии и Швеции (по +0,8%).
Между тем эксперты продолжают выискивать причины бед, обрушившихся на Европу. На этой неделе свою версию выдвинули специалисты Transparency International (TI). И, разумеется, она связана с коррупцией. До недавних пор считалось, что цивилизованная Европа с таким явлением уже давно распрощалась. Ан нет - выяснилось, что эта зараза по-прежнему пронизывает буквально все государства Старого Света, даже "чистейшие из чистых".
"Связи между коррупцией и продолжающимся финансовым и бюджетным кризисом не должны и далее игнорироваться", - отмечается в опубликованном вчера докладе организации TI "Деньги, политика, власть: опасности коррупции в Европе". Исследование выявило устойчивую связь между уровнем коррупции и бюджетным дефицитом.
Наибольшие проблемы с наполнением казны возникают именно в тех странах Европы, где процветает коррупция, отмечают эксперты. Так, например, в Греции одной из главных проблем страны ее назвали 98% участников опроса "Евробарометр", тогда как в благополучной Дании - всего 19%.
При этом даже в случае разоблачения коррупционерам особо ничего не грозит. В той же Греции реальное наказание понесли не более 2% обвиненных в коррупции чиновников. В Португалии вынесением приговора заканчивается лишь около 5% возбужденных по факту коррупции дел.
Но даже если случаи прямого взяточничества в стране единичны и наказываются достаточно часто и сурово, коррупция все равно умудряется найти для себя лазейку. Одной из наиболее серьезных проблем в TI считают существование "вращающихся дверей" между частным бизнесом и госслужбой. Этим термином принято обозначать ситуацию, когда высокопоставленные чиновники, принимающие важные экономические решения, вскоре оказываются в роли топ-менеджера какой-либо частной компании, которая (ну надо же, какое совпадение) больше всего выиграла от принятого вчерашним политиком решения. А вот выгода общества далеко не так очевидна.
Избежать подобных ситуаций можно путем введения правил, ограничивающих трудоустройство отставных чиновников. Однако, по данным TI, многие европейские страны этой очевидной возможностью борьбы с коррупцией почему-то пренебрегают. Всякие ограничения на трудоустройство бывших высокопоставленных чиновников отсутствуют не только в таких странах, как прославленная своей мафией Италия, Венгрия, Румыния, Словакия и Чехия, но и весьма солидные представители ЕС - Дания, Швейцария и Швеция. В остальных странах Европы соответствующие нормы есть, однако они либо слишком расплывчаты, либо предусматривают множество исключений, либо же вводимые ими ограничения действуют слишком уж недолго.