|
Падение спроса зафиксировал исследовательский холдинг "Ромир", ежемесячно рассчитывающий индекс "Кофе с молоком". Этот индекс учитывает спрос на кофе, молоко, бутилированную воду и шоколад - товары, не входящие в категорию первой необходимости. Как выяснили социологи, в мае индекс по стране снизился по сравнению с апрелем на 8%, а в Москве - на 10%. Это падение намного сильнее, чем в прошлые годы.
Теперь россияне покупают более дешевый кофе и шоколад. При этом все чаще эти товары приобретаются в магазинах с дисконтными ценами. Как полагают социологи, это свидетельствует о том, что граждане стали тщательнее следить за повседневными расходами, выбирая товары по наиболее выгодной цене. И поступают так не только малообеспеченные, но и граждане со средним и высоким уровнями доходов.
Данные социологов свидетельствуют о том, что россияне боятся новой волны кризиса, уверен старший аналитик "Инвесткафе" Антон Сафонов. "Дело в том, что сейчас также наблюдается активный рост спроса на непродовольственные товары, в частности - на бытовую технику и электронику. То есть, видимо, потребители ожидают скорого ухудшения экономической ситуации: падения курса национальной валюты, роста инфляции и, соответственно, снижения покупательской способности рубля. Так что закупаются некоторыми товарами впрок", - приводят мнение эксперта "Новые известия".
Согласен с Сафоновым и ведущий специалист департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов. "Падение потребительского спроса на товары первой необходимости говорит о том, что рядовые граждане чувствуют себя очень неуверенно. На протяжении уже долгого времени тема кризиса не сходит с первых полос газет, активно обсуждается на ТВ и радио. Растут цены, уменьшается количество рабочих мест, рост заработной платы не успевает за ценами, рубль быстро ослабляется к основным мировым валютам. Естественная в этой ситуации реакция простого человека - защитится от возможных невзгод, сэкономить, создать запас средств на черный день", - рассказал он корреспонденту "Yтра".
Более осторожен в прогнозах аналитик ТКБ Капитал Сергей Карыхалин. "Индекс "Кофе с молоком", конечно, интересный, но весьма специфический и из его динамики можно сделать разные выводы. Макроэкономические индикаторы не показывают значительного сокращения потребительского спроса - в мае зарплаты и розничные продажи уверенно росли, - так что тут может быть дело либо в каких-то ошибках, либо в отказе потребителей от кофе, молока, бутилированной воды и шоколада в пользу каких-то других продуктов. Также мог сказаться погодный фактор, праздники, и т.д. В общем, я бы пока не стал делать из этого снижения индекса далеко идущих выводов. Вот во втором полугодии, начиная с июля, ситуация действительно может испортиться из-за влияния девальвации, ускорения инфляции и замедления темпов роста зарплат и доходов населения", - выразил мнение эксперт.
Мнение экспертов подтверждают и данные "Левада-центра", который выяснил, что индекс потребительских настроений в июне упал на 10% по сравнению с маем. Таким образом, уровень потребления снизился до показателей начала года. При этом россияне проявляют все больше пессимизма в отношении перспектив экономики.