ФОТО: AP |
"На город шла волна высотой семь метров, - сказал Михаил Богданов. - Очевидно, что такую волну не мог вызвать только дождь - скорее всего, вода где-то аккумулировалась, около города существовали какие-то дамбы, запруды, которые прорвало". Отправиться искать неизвестные никому запруды и их найти - это, по сути, единственный способ для власти сохранить лицо.
Другой участник пресс-конференции, старший преподаватель кафедры метеорологии и климатологии Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Павел Константинов, попытался поддержать официальную версию. По его словам, на регион чуть ли не одномоментно выпало 300 мм осадков, а это 30 ведер воды на квадратный метр.
Руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов напомнил собравшимся, что, Крымск и Геленджик затапливало постоянно, еще с советских времен. "До сих пор не понес ответственности никто, кроме милиционера-участкового, - посетовал эксперт. - Еще Феликс Дзержинский говорил: высшие партийные чины к ответственности не привлекать. По его приказу из восьми тысяч партийных чиновников-мздоимцев осудили всего 15 человек. С тех пор эта система укоренилась - если ты достиг определенного статуса, ты ни за что не отвечаешь. В худшем случае переставят с места на место, а может, наоборот, повысят. Одним словом, рыба гниет с головы".
Однако на этом аналогии бардака нынешнего с бардаком советским заканчиваются. По словам Михаила Виноградова, в советское время все-таки существовала система оповещения населения. "У каждого главы города, региона в кабинете была кнопочка - он мог в любой момент транслировать свои слова на весь город, на весь регион через радио и громкоговорители, - заявил Виноградов. - Если радио оказывалось выключенным, чиновнику вкатывали выговор. Я присутствовал при эвакуации в Чернобыле - тогда весь город эвакуировали меньше чем за пять часов! А тут получается: о катастрофе было известно за четыре часа, никто ничего не делал, а через четыре часа неожиданно пришла волна! В советское время, когда затапливало Крымск и Геленджик, людей предупреждали заранее, и они успевали уехать. Хотя такой масштабной катастрофы еще ни разу не было – максимум, у тех, кто не уехал, машину смывало в море или на пляж. Сегодня вся система разрушена - бомбоубежищ нет, даже общественные туалеты в Геленджике не работают, теперь в них кафе". По словам того же Михаила Богданова, система радиооповещения и громкоговорители обошлись бы Крымску всего лишь в 200 тыс. руб., то есть цена одной жизни - всего лишь тысяча.
"У руководства нашей страны есть иллюзия, что для обеспечения безопасности граждан можно вообще ничего не делать, - отметил Михаил Богданов. - Просто бросить денег на какую-то маленькую площадку, где уже что-то произошло, и этим пожар потушить. Поэтому подобные ЧП будут и дальше повторяться. Не надо думать, что природные катастрофы есть только в России. Не так давно, к примеру, затопило Новый Орлеан. Катаклизмы похожие, а последствия разные. Ни в одной стране мира нет такой безобразной системы. Она вроде бы есть, она прописана в градостроительном кодексе, но при этом не работает. Это как с медициной: вроде бы она есть, и вроде бы вы имеете право на бесплатное лечение, а на самом деле - сами знаете... Мы недавно начали обновлять географические карты. Даже с этим проблема - попробуйте взять данные в Росгидромете, они их не дадут, за них надо платить, хотя погодные карты у них есть, они не секретные, и они делают их на деньги налогоплательщиков".
Бед в России может быть немало - по словам того же Богданова, 60% территории России - мерзлые грунты, и они постоянно передвигаются и испытывают эрозию, за которой, понятное дело, никто не следит. Также практически не исследуются сейсмически опасные районы, а их в стране 25%. Даже около правительственной резиденции в Барвихе происходит целая природная катастрофа - сильный оползневый процесс.