ФОТО: ИТАР-ТАСС |
То, что произошло на Кубани 6 и 7 июля, метеорологи описывают как "внезапно сформировавшийся высокий паводок". Сформировался же он в самом разгаре лета из-за того, что в районе Крымска, Новороссийска и Геленджика за сутки выпала 4-месячная норма осадков. Местами более 300 мм – столько выпадает в Таиланде за месяц муссонных дождей. Такое обилие воды вылил на Краснодарский край уникальный в своем роде циклон – очень компактный, но "высокий": кучевые облака сгрудились в высоту на 12-14 км (при обычной их высоте в 1,5-5 километров). О причинах этого явления еще долго будут спорить не только метеорологи и климатологи, но и "эксперты по климатическому оружию".
Пока же Краснодарский край помогает пострадавшим, устраняет последствия наводнения и подсчитывает убытки. Ущерб оказался тем более существенным, что основная часть городов и поселков в этом регионе окружена горами, а следовательно, на них лилась вода не только с неба, но и с окрестных гор. Особенно не повезло Крымску, находящемуся в котловине, по которой протекают три реки (Неберджай, Баканка и Адагум): его буквально смыло.
Большинство экспертов, в том числе директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян, признают, что у этого наводнения не было техногенных причин (если, конечно, отбросить версию об использовании климатического оружия). Тем не менее, антропогенный фактор сыграл немалую роль в том, что наводнение оказалось таким разрушительным. Прежде всего, само месторасположение многих населенных пунктов на Кубани является рискованным с точки зрения возможности затопления: они находятся в котловинах и ущельях рек – именно там, куда устремляются все водные потоки. Особенно это касается злополучного Крымска. Кстати, он представляет собой довольно молодое поселение: оно возникло лишь в XIX веке, а статус города приобрело в середине XX. Ранее люди опасались здесь селиться. Но, похоже, теперь с этим уже ничего не поделаешь: после аналогичного (хотя и с меньшими жертвами) потопа, случившегося в 2002 г., люди вернулись в свои дома (или в то, что от них осталось), и мало кто задумался о переезде. Та же картина наблюдается и на этот раз: кубанцы не хотят покидать насиженных мест, даже если их "гнезда" периодически смывает. Замглавы Федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров на днях напомнил о том, что строительство жилья в паводкоопасных районах вообще-то запрещено. Но как быть с уже построенным городом? Правительство едва ли примет решение о переносе 50-тысячного Крымска (хотя прецедент был совсем недавно: неоднократно смытый рекой Ленск все же перенесли на более высокое место).
Так что жителям Крымска и других подверженных затоплению населенных пунктов остается надеяться лишь на различные противопаводковые сооружения, которые могут хоть как-то защитить от воды. Но и с этим проблемы. Согласно данным Ростехнадзора, почти 50% гидротехнических сооружений в России находятся в неудовлетворительном или аварийном состоянии. О строительстве новых дамб и отводных каналов что-то не слышно, хотя опыт наводнения 2002 г. в ряде мест выявил их острую необходимость. Более того, болотистое устье реки Агадум, протекающей через Крымск, в свое время осушили и превратили в рисовые поля. Не исключено, что это могло стать причиной ухудшения пропускной способности русла в паводковый период.
В Краснодарском крае к тому же широко распространилась практика передачи гидротехнических объектов в управление частным компаниям, которые, по идее, должны поддерживать их в надлежащем состоянии. Но это только по идее. Например, расположенное неподалеку от Крымска Неберджаевское водохранилище (по одной из версий, ставшее главной причиной затопления города) отдано на откуп компании, которая недавно получила скандальную известность из-за возбужденного дела о крупном мошенничестве (по версии следствия, в результате махинаций с ее акциями $14 млн "перекочевали" из ВЭБ на Кипр). При этом плановый ремонт водохранилища компания так и не провела. Кроме того, на реках Кубани существует немалое количество небольших плотин, которые вообще никому не принадлежат и не соответствуют требованиям Закона о безопасности гидротехнических сооружений. Не соответствует им зачастую и новая застройка в регионе: простые домики и богатые коттеджи лепятся по затопляемым берегам рек.
Наконец, система оповещения населения о стихийных бедствиях оказалась провальной – и это стало причиной большого числа жертв. Одним словом, в результате наводнения всплыло столько проблем, что разгребать их придется гораздо дольше, чем ил на улицах и в домах Крымска. Впрочем, может случиться и так, что страсти улягутся и проблемы вновь "осядут на дно" в своем прежнем виде. По крайней мере, так произошло после наводнения 2002 года. Разве что неумолимое приближение сочинской Олимпиады может подвигнуть региональные и федеральные власти к решительной расчистке технологических, организационных и коррупционных "завалов" в Краснодарском крае.
Катастрофа на Кубани глазами очевидцев. ФОТО, ВИДЕО