ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Впрочем, большинство россиян сегодня выбирает автомобили западных производителей, но местного производства. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), сегодня иномарки российской сборки занимают почти половину отечественного рынка – 45%, тогда как в первом полугодии 2011 г. на их долю приходилось 38%. За январь-июнь текущего года таких автомобилей было продано на $15,4 млрд, что на 51% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. При этом новых импортных автомобилей реализовано на $15,6 млрд (+16%), а родной автопром и вовсе вышел в минус – $3,2 млрд (-9% к уровню продаж первого полугодия 2011 года). Общая стоимость новых легковых автомобилей, проданных в России в январе-июне 2012 г., составила $34,2 млрд, что на 26% больше прошлогоднего показателя.
Руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Стэнли Рут рассчитал, что в России в течение следующих 10 лет из эксплуатации ежегодно будут выбывать около 3 млн легковых автомобилей, и стране потребуется около 30 заводов по их утилизации. Вложения в создание необходимой инфраструктуры он оценивает в $2 миллиарда.
Порядок уплаты и размеры утилизационного сбора будут устанавливаться правительством РФ. При этом будут учитываться год выпуска транспортного средства, его масса и другие характеристики. Нынешним владельцам железных коней волноваться не стоит – с них утилизационных поборов не возьмут. А вот тем, кто захочет приобрести машину после вступления закона в силу, придется дополнительно раскошелиться. По подсчетам экспертов, утилизационный сбор для легковушек может составить (в зависимости от стоимости и объема двигателя) от 10 до 72 тыс. рублей. Для грузовиков – 150-400 тыс. в зависимости от тоннажа. К подержанным машинам будут применяться повышающие коэффициенты, и здесь налоговая нагрузка может дойти до 600 тыс. руб. для легковых машин, 700 тыс. для среднетоннажной техники, 900 тыс. – для тягачей и порядка 1,5 млн руб. для тяжелых грузовиков.
Собственно, именно импортный автохлам является главной целью всех защитных мер, будь то пошлины или новые налоги на утилизацию. Именно он выступает главным конкурентом многострадального отечественного автопрома. А для покупателей новых иномарок разница в цене в несколько тысяч рублей будет не так заметна. Тем более что сейчас, по словам представителей рынка, ввозятся в основном автомобили класса "люкс", а большинство бюджетных моделей выпускаются в России.
Помогут ли законотворческие усилия удержать на плаву осколки советской автомобильной промышленности – вопрос, как говорится, риторический. Но до бесконечности спонсировать эти предприятия живыми деньгами государство, похоже, уже не собирается. В 2013 г. из средств федерального бюджета планируется выделить на поддержку отрасли 7,6 млрд рублей – на 22,45% меньше, чем в 2012-м.
Опрос: Что вы думаете о нововведениях в поддержку отечественного автопрома?