Бизнесу нужно устроить потребительский террор

Читать в полной версии →
В последнее время все только и говорят о несчастном бизнесе, которому мешают, который давят – и который надо немедленно избавить от излишнего контроля. Хотя на самом деле бизнес у нас абсолютно безнаказан и неконтролируем




Недавно на трассе перевернулся автобус, в котором дети возвращались из спортивного лагеря. Водитель уснул за рулем, так как перед этим провел восемь часов в дороге. Директор лагеря не только позволила везти детей в автобусе без ремней безопасности и с уставшим водителем, но и "забыла" вызвать машину полицейского сопровождения. Кстати, это частный и далеко не дешевый лагерь. Так что экономия на перевозке детей выглядит особенно трогательно. Теперь моя коллега, чьи сыновья ехали в этом автобусе (у старшего – сотрясение мозга, оба сильно испугались), собирается в суд.

Будь я в США, тоже подала бы в суд – на автосервис, "забывший" мою машину на месяц. Или на банк, гонявший меня по всей Москве и области из-за того, что менеджеру было лениво копаться в документах. Но я не в США, поэтому в суд не пойду.

В последнее время у нас наблюдается какой-то странный перекос. Все только и говорят о несчастном бизнесе, которому мешают, который давят – и который надо немедленно избавить от излишнего контроля. Я берусь утверждать, что бизнес у нас абсолютно безнаказан и неконтролируем. То, что называют контролем, на самом деле лишь повод для чиновничьего и полицейского рэкета, не более. При этом понятно, что участковый, берущий мзду с ларька, уже не будет журить его владельца за продажу сигарет подросткам, а санитарный врач, уносящая с подведомственной территории огромные торбы с "контрольными закупками", с пониманием отнесется к нуждам владельца подпортившегося товара.

При этом у нас так любят говорить о "потребительском терроризме", что даже смешно. Алло, граждане, максимальные выплаты т.н. "морального вреда" (куда у нас на самом деле входят и все косвенные и недоказанные траты – например, на такси) составляют максимум 10 тысяч рублей! При этом суд, присуждающий столь разорительный для бизнесмена-ответчика платеж, длится не менее трех месяцев, а ушлый адвокат ответчика может его и до двух лет дотянуть. Адвокат для истца, кстати, будет стоить от 30-50 тысяч. Нормальный человек будет платить такие деньги и тратить месяцы на разбирательства не ради нищенской компенсации, а только в исключительных случаях – как вот коллега, чьи дети были в перевернувшемся автобусе. Все остальные просто махнут рукой. И эти "несчастные" бизнесмены будут и дальше хамить, работать спустя рукава, терять ваши документы, тратить нервы, время и проч.

Изменить это может только абсолютно безжалостное, грозящее разорением наказание за нарушение прав потребителей. Когда за скользкое крыльцо магазин рискует стать банкротом, а уж за аварию с сонным водителем виновные будут расплачиваться всю жизнь.

Сурово? Но если организаторов митингов можно штрафовать на полмиллиона рублей, то почему к тем, кто рискует нашим здоровьем, нашими жизнями и нашими нервами, нельзя применять гораздо более жесткие санкции? Почему обыватель должен быть защищен от охамевшего бизнеса меньше, чем омоновец – от митингующих?

Введите потребительский террор! Потому что сегодня бизнес учтив с чиновником, который может его разорить, с полицейским, который может посадить. А потребитель ему ничего не сделает, даже прибыли не лишит, потому что затраты "отбиты" уже на первом клиенте – при наших-то наценках. В результате – живем от аварии до трагедии.


Опрос: Нужно ли повышать штрафы для недобросовестных бизнесменов?


Обсудить на Facebook

Татьяна СОЛЯНАЯ |
Выбор читателей